Очень часто у простых юзверей IRC возникают вопросы, кто такие иркопы, как размножаются 🙂 и как вообще все устроено. Источников на русском языке по этому поводу я пока так и не встречал. А вот всяких небылиц и баек полно. В конце концов юзер думает, что иркоп это высшая форма живой материи, не поддающаяся стандартным законам :). Прочитав эту статью, вопросов по этому поводу у тебя больше не возникнет.

-= Кто они? =-

Держись за табуретку, сейчас узнаешь правду :). Иркопы такие же обычные люди, как и ты :). Обычно это ветераны IRC. Не по возрасту, а по опыту. И все начинали с нуля. Рано или поздно задавались тем же вопросом - а как оно работает? Начинали ковырять и разбираться, пытаться сделать свое. Разбирали мануалы, делились между собой, набирались опыту. Одни делали свои собственные сети или серваки, другие за неимением технических возможностей присоединялись к уже готовым проектам. Так или иначе, ставили перед собой определенные цели и добивались их. Некоторые подобные сети получили признание и стали популярными, некоторые делались изначально приватными и не рекламировались в широких кругах, а некоторые пытались вырасти, но "болели и дохли" :). Естественный отбор, одним словом. А теперь более подробно об устройстве и возможностях.

-= Как оно устроено? =-

Любая сеть состоит из одного или более серверов, которые линкуются между собой. Если сервер одни, то ясно, что он и является главным в сети. Если несколько, то один является хабом (hub), остальные линкуются к нему. Аналогия с локальной сетью. На каждом сервере есть свой админ, соадмин и несколько иркопов. Если сервер не очень крупный, то прописанных человеков мало или же вовсе один, который является и админом, и соадмином, и иркопом одновременно. Логично, что рулит на сервере именно админ. И как ни странно, но именно иркопы являются низшим звеном на любом сервере. Иркоп это не кликуха :), а прописанный статус. Более наглядно - подобно иерархии на любой канале в IRC: фаундер, соп, аоп, авойс и обычные юзеры. Соответственно на канале фаундер может полностью управлять каналом и выполнять функции сопов и аопов, сопы имеют меньшие возможности, но могут выполнять функции аопов. Аопы имеют еще более меньшие возможности. Точно так же обстоит дело с админом, соадмином и иркопом. Только тут уже более гибкие возможности из-за наличия множества модов, которые прописываются в конфиге сервера. Отдельный мод дает определенные возможности. Моды и их значение рассмотрю чуть позже. Пока опишу, что могут админы и иркопы в отличии от простых юзверей.

-= Что они могут? =-

Ну что они могут тоже, что и простые юзвери, это итак понятно. Интересно, что им доступно кроме стандартных возможностей. Во-первых, им доступны команды на самой сети, во-вторых, им доступны дополнительные команды на сервисах, если они есть. Некоторые команды сети и сервисов дублируются. Логично, что все дополнительные возможности позволяют администрировать сеть, следить за юзерами и по мере надобности корректировать работу сети и поведение юзеров. Какие конкретно у них возможности? От безобидной статистики до акила и перезагрузки сервисов, линковка и разлинковка, настройки, информация о юзерах на сети, и так далее. Как я сказал выше, возможности зависят от модов, так что рассмотрим моды. Но на разном софте они могут различаться. Для примера рассмотрим bahamut. Этот софт стоит на DalNet (www.dal.net) и DalNet(RU) (www.dal.net.ru) - только разные версии и со своими наворотами. Да и заранее - откуда я вообще взял все эти моды? Они есть в доках к софту, который ставится. Понятно, что разобрать, как работает видак, очень сложно без инструкции. Аналогично софт без мануала - куча убитого времени ни на что. Итак, иркоповские моды в
bahamut.

-= Моды и сервисы. =-

+O - локальный иркоп, ставится при использовании команды /oper
+o - глобальный иркоп, ставится опять же при использовании команды /oper
+i - невидимость на /whois
+w - иркоп видит wallops на сети
+b - иркоп видит chatops на сети
+g - иркоп видит globops на сети
+s - иркоп видит сообщения серверов и оперкилы
+c - иркоп видит заходы и выходы на своем сервере
+r - иркоп видит неудачные заходы юзеров на сеть
+k - иркоп видит килы на сети
+f - иркоп видит предупреждения о флуде
+y - иркоп видит реакцию на stats/links/admin запросы
+d - иркоп видит отладочные сообщения на сети
+n - иркоп видит сообщения маршрутизации серверов на сети
+h - иркоп имеет статус хелпера, виден по команде /stats P

Это только базовые моды, обычно потом прописывают и навешивают кучу всего от себя. Плюс вешают сервисы, которые обеспечивают дополнительные возможности, либо дублируют уже существующие. На том же bahamut ставят 6 основных сервисов: NickServ, ChanServ, MemoServ, OperServ, RootServ и AbuseServ. Немного более подробно остановлюсь на каждом.

-= NickServ =-

Сервис используется для построения базы по никам. К нему имеют доступ и обычные юзеры. Они могут
регистрировать свои ники и управлять некоторыми настройками. Кто сидит на DalNet, должен это представлять. Описывать эти настройки не является целью данной статьи. А вот иркопы при использовании NickServ могут использовать и те команды, которые обычным юзерам не доступны. Например, иркоп могут смотреть пароли на ники, могут заморозить ник от использования, могут поставить опцию, при которой ник не дропнется никогда, могут переслать пароль на прописанное мыло и т.д.

-= ChanServ =-

Аналогичен NickServ, только используется для построения базы по каналам. Дает
регистрировать каналы и управлять их настройками. Иркопы опять же могут смотреть пароли на каналы, могут заморозить от использования и так далее аналогично
NickServ.

-= MemoServ =-

Подобно работе аське - кидаются ограниченные по длине сообщения на другие ники. При этом юзеры могут быть оффлайн и получат тогда сообщения, когда будут на сети. Можно поставить отсылку на мыло. Иркопы могут просматривать статистику по юзерам и менять лимит на количество непрочитанных мемок на каждого юзера в отдельности. Есть возможность посылки сообщения сразу всем юзерам по сети.

-= OperServ =-

Этот сервис уже, как и два следующих, недоступен простым юзерам. Через него иркопы могут смотреть статистику по сети, менять некоторые установки сети, ставить акилы и много чего еще. По сервисам будет еще отдельная статья. Есть еще некоторые ограничения в зависимости от того, какой статус у иркопа: просто иркоп, админ сервисов или рут сервисов. Последний имеет полный доступ, остальные с ограничениями, то есть не все команды доступны.

-= RootServ =-

Более мощный сервис в отличии от OperServ и все команды используются для работы с сетью. Через него можно менять некоторые статусы иркопов,
менять настройки самой сети, управлять логами, смотреть хистори и много всякой полезной дребедени :). По сервисам будет еще отдельная статья.

-= AbuseServ =-

Чтобы получить доступ к этому сервису, нужно сначала поставить
соответствующий статус через RootServ. Используется для контроля флуда сервисов и превышения полномочий других иркопов. То есть позволяет гибко реагировать на всевозможные эксцессы со стороны иркопов. Благодаря этому сервису, можно временно лишить полномочий иркопа, не меняя конфиг на сервере. Например, до разбора полетов.

-= Заключение =-

В этой статье я хотел в общих чертах описать, кто такие икопы и как они управляют сетью. Многие вещи я не рассматривал подробно специально, чтобы не упустить главного. В следующих статьях я опишу одну из версий сервисов DalNet(RU)
(www.dal.net.ru). Если тебе интересна какая-нибудь тема про IRC, и ее еще не было в статьях, пиши на
andrusha@sl.ru, обязательно напишу.

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии