Пятнадцатый релиз, четырнадцатый компакт

Вышел официальный релиз OpenBSD 3.4 - пятнадцатый за все семь лет существования проекта, и четырнадцатый, если считать только дистрибутивы, выпущенные на CD. За всё это время была найдена всего лишь одна брешь в безопасности установленной по умолчанию системы, что позволяет назвать её самой "секьюрной" в семействе *BSD, а может быть и среди других свободных ОС. Эта версия OpenBSD, как и все предыдущие, значительно усовершенствована, причём практически во всех подсистемах. За 40 джорджиков (или 45 евро) можно приобрести комплект из трёх дисков и разноцветного буклета. Те, кому буклетик не нужен, могут просто скачать три файла: bsd (4.6Мб), base34.tgz (30Мб), etc34.tgz (1.5Мб) - это самый необходимый минимум. Понадобится также образ загрузочной дискеты (1.4Мб) или СиДи (2.9Мб). Лично я обязательно её поставлю, как только найду VirtualPC 4.3.2 for OS/2, а сейчас могу лишь сказать, что за две недели после релиза выпущено 5 фиксов, причём один из них связан с сетевой безопасностью (устраняет баг, создающий вероятность DoS-атаки на приложения, работающие через библиотеку OpenSSL), три - с локальной, и ещё есть один недочёт, но он совсем безобидный (на одной из man-страниц забыли слэш поставить в конце УРЛа).

Кстати про VirtualPC...

Когда всеми любимая корпорация на букву М не может победить конкурента в честной и открытой борьбе за сердце и кошелёк Его Величества Юзера, приходится измышлять какую-нибудь пакость. Например, можно "найти" во вражеском софте недостатки, которых у него отродясь не бывало, но которые в изобилии присутствуют в продукции самой МС. Есть способ ещё лучше - затеять многолетнюю судебную тяжбу по какой-нибудь высосанной из пальца причине. Несчастные менеджеры уже, наверно, до костей себе пальцы обглодали... В крайнем случае можно просто купить разработчика и налепить свой логотип на его продукт. После этого соответствующий сектор рынка обычно умирает. Поглотив фирму Connectix, специализировавшуюся на программной эмуляции x86-совместимого железа, МС значительно укрепила свои позиции на корпоративном рынке.

Допустим, какой-нибудь разработчик хочет протестировать результаты своего труда на всех версиях Виндоуз, начиная с 95/NT4 и вплоть до 2к3, да ещё хорошо бы портировать на Мак и Линукс...
использовать десяток компов дорого, а главное - неудобно. Гораздо проще купить один мощный сервер, создать с помощью VirtualPC, Bochs или VMWare несколько виртуальных машин и спокойно работать, не боясь глюков и зависаний. Нетрудно сообразить, что при использовании десяти компьютеров под управлением Виндоуз мы будем перезагружать железо в десять раз чаще, чем при использовании десяти виртуальных машин на одной хост-системе. К тому же никто нас не
заставляет использовать в качестве базовой ОС именно Виндоуз - все эти пакеты доступны для нескольких платформ. Например, тот же VPC работает на Макинтоше и даже на связке ПиСи+OS/2. Последний вариант является,
ИМХО, самым лучшим.

Нужно учитывать, что виртуальные машины, в том числе и VPC, используются не только профессиональными разработчиками, но и обычными пользователями. Например, чтобы установить альтернативную ОС без переразбиения диска и прочих премудростей. Теперь представим такую ситуацию: убеждённый маздайщик Васисуалий Пупкин-Оглы ставит себе Linux/*BSD/BeOS/QNX или, скажем, OS/2. Просто так - посмотреть, попробовать, почувствовать себя повелителем матрицы... Постепенно осваивается, привыкает, втягивается. Потом он вдруг замечает, что использует Винду всё реже - главным образом для игрушек, ну и для запуска эмулятора, конечно. Поднабравшись за это время опыта и знаний, ставит полюбившуюся ОС в качестве основной, с облегчением удалив опротивевшую ВыньДозу. Он с удивлением узнаёт, что операционная система, которую он считал устаревшей и\или малораспространённой, развивается и поддерживается огромным дружным сообществом; для неё доступны гигабайты софта (в том числе игрушки, причём далеко не всегда древние и убогие), а также полноценная документация (иногда даже на русском).
И вот ещё одним виндузятником стало меньше.
История, кстати, почти автобиографическая, только я по причине слабого железа пользовался не виртуальными машинами, а бутменеджерами.

"Какой кошмар!", - сказал Билл Гейтс, просыпаясь в холодном поту. Коннектикс был куплен с потрохами, а его продукт (единственная известная на сегодняшний день "доработка" мелкомягких - отсутствие Линукса в списке поддерживаемых операционных систем) скоро выйдет под названием Microsoft Virtual PC 2004. Конечно, это будет Wintel-версия, а для Мака - потом... может быть... когда-нибудь... Можно предположить, что PowerPC-версия MS-VPC действительно разрабатывается, но не для настольных Маков, или, во всяком случае, не только для них. Если процессором для XBox2 будет IBM PowerPC (неужели G5?), то технологию VirtualPC логично использовать в целях обеспечения совместимости с первым Xbox. На логику Биллу Гейтсу, конечно, наплевать - всё будет зависеть от того, какой путь покажется ему более выгодным: соблазнить покупателя совместимостью с любимыми игрушками, или заставить покупать новые. Первый путь перспективнее и реалистичнее, второй рискован и опасен, потому что на этом рынке МС не является монополистом. Лично моя позиция проста: не покупать у них ничего, даже мышки и клавиатуры. Ни шагу назад - ни рубля врагу!

Вивисекция Пантеры

Существуют файловые системы, устойчивые к дефрагментации, например HPFS (IBM OS/2) и ext2 (GNU/Linux). Достигается это несколькими способами, часто сочетающимися вместе для достижения большего эффекта. Во-первых, процесс записи оптимизируется таким образом, чтобы уменьшить вероятность фрагментации файла; если же разбиения файла на куски избежать невозможно, приходится следить за тем, чтобы кусков было поменьше, сами они были бы побольше, и располагались бы последовательно - от начала диска к концу, а не вперемешку. Во-вторых, хранение служебной информации организуется так, чтобы минимизировать время поиска и чтения файлов, в том числе и фрагментированных. Например, HPFS (HP - это High Perfomance, то есть Высокая Производительность, а не Hewlett-Packard, как могут подумать некоторые... во всяком случае, когда я впервые увидел эту аббревиатуру, то решил, что это файловая система операционной системы HP-UX) размещает структуру директорий в центре раздела в виде отсортированного бинарного дерева, информацию о каждом файле хранит в непосредственной близости от самого файла, а битовую карту свободных кластеров - около незанятых участков диска. Плюс экономичность (размер кластера совпадает с размером сектора - 512 байт) и легендарная надёжность, сравнимая с журналируемыми ФС. Конечно, есть и недостатки - двойное преобразование 32-16-32bit (наследство, доставшееся ПолуОСи от бездарных кодеров MS) и двухмегабайтное ограничение на размер кэша. Единственная причина, по которой я так долго и подробно рассказываю о HPFS, проста и бесхитростна - именно она установлена у меня в качестве основной, а потому я знаю о ней чуть больше, чем про все остальные.

На самом деле темой статьи должна была стать HFS (Hierarchical File System), точнее, её усовершенствованная версия HFS+ AKA Sequoia, применяющаяся в последних версиях MacOS. Пользователи MacOS X используют её в целях совместимости с некоторыми старыми (не такие уж они и старые - скорее, внезапно устаревшие после выхода OSX) программами. Недостатком этой ФС является заметное падение производительности после нескольких месяцев работы, причиной чего, как нетрудно догадаться, является фрагментация. Специальные программы-дефрагментаторы существовали ещё во времена Моцарта (Mozart - кодовое имя System7), но ведь нужно учитывать психологию Мак-юзеров, привыкших к мысли, что компьютер работает по принципу тостера: включил, получил результат, выключил, а обо всём остальном позаботиться фирма Apple. Они не обманулись в своих ожиданиях - MacOS 10.3 AKA Panther способна дефрагментироваться "на лету". Если размер фрагментированного файла менее 20Мб, то специальная утилита копирует его на свободное место достаточной протяжённости, а потом удалят исходный файл. Другими словами, она действует примерно так же, как и все подобные программы, но "прозрачно" для пользователя. Не знаю, работает ли она постоянно, в виде фонового процесса, или же запускается после некоторого периода бездействия системы, как
скринсейвер. Возможен и комбинированный подход: в памяти сидит маленький демон, проверяющий файлы, и запускающий дефрагментатор, если пользователь использует диск не очень интенсивно. Обычная прога того же назначения всё равно понадобится (она работает эффективнее), но запускать её придётся гораздо реже.

Афинская демократия

Athene (Афины) - мультиплатформная операционная система для персональных компьютеров и внедряемых систем, допускающая гибкую настройку согласно возможностям железа и вкусам пользователя.
Интерфейс описывается с помощью специального скриптового языка DML (Dynamic Markup Language), основанного на XML. Наибольшее значение разработчики уделяют взаимодействию с пользователем, графический интерфейс возведён в культ, так что при желании можно реализовать самые смелые и необычные фантазии, или же скопировать внешний вид любой другой ОС.
Именно поэтому ядро появилось позже графической подсистемы, что довольно необычно. Первоначально Athene была надстройкой над Windows или Linux, позже она превратилась в полноценную операционную систему Athenyx. Теперь существует три линейки этой ОС - две работают поверх чужого ядра (Athene for Linux & Athene for Windows), а третья (Афеникс) не обладает этим недостатком\достоинством, более производительна и функциональна, но зато является закрытой\коммерческой. Хотя Афина доступна для бесплатного скачивания, её лицензию (Open Development License) нельзя назвать полностью открытой\свободной. Тем не менее, по утверждению фирмы-разработчика RockLyte, около 75% исходников Athene и Pandora Engine (мощный объектно-ориентированный SDK для разработки графических приложений и игр для Athenyx, Windows и Linux) являются общедоступными.

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии