Достойных отладчиков ядерного уровня и под Windows немного, а в Linux их можно пересчитать по пальцам одной руки, да и те большей частью сырые, недоделанные или же заброшенные и мхом заросшие… Сегодня мы поговорим о самом популярном и наиболее интересном из них —
Linice.

Введение

Как уже можно догадаться по названию, Linice – это неофициальный «порт» легендарного
SoftICE под Linux, сохранивший интерфейс, систему команд и большинство возможностей последнего: всплытие по горячей клавише (в Linice это <CTRL-Q>); установка аппаратных точек останова на все функции и системные вызовы; просмотр GDT/LDT/IDT, физических страниц памяти; возможности, позаимствованные из GDB (вызов произвольной функции командой CALL, сохранение/восстановление контекста регистров, внутренние переменные и т.д.).


Внешний вид отладчика Linice

В отличие от большинства других отладчиков, работающих через нереентерабельный и легко обнаруживаемый защитами механизм ptrace (Windows-аналогом которого является DEBUG_PROCESS, используемый прикладными отладчиками), Linice использует нативную трассировку, такую же, как в SoftICE, что позволяет обоим отладчикам отлаживать круто защищенные программы, с которыми другие уже не справляются.

На самом деле, это никакой не порт (отсюда и кавычки), а независимый проект, написанный с нуля и распространяющийся в исходных текстах на бесплатной основе (от SoftICE там только вдохновение). Основная часть кода, предназначенная для ядра 2.4, была написана немецким хакером Гораном Девиком, однако поддержкой ядра 2.6 занимались уже совсем другие люди: Daniel Reznick, Peter K. и Carlos Manuel Duclos Vergara. А наш соотечественник — Олег Худаков — переписал ассемблерные файлы с nasm'а на
gcc.

Исходные тексты лежат на официальном сайте проекта —
www.Linice.com, там же находится документация, короткий FAQ и ссылка на форум
groups.google.com/group/Linice. Готовые бинарные сборки отсутствуют.
Создатели проекта открыли свой собственный аккаунт на SourceForge, но поленились выложить на него какие бы то ни было файлы, представив на обозрение всего лишь 3 screenshot'а весьма низкого качества:
https://sourceforge.net/projects/Linice.

Системные требования

Последняя версия Linice носит номер 2.6 и датируется 28 июлем 2005 года, полностью поддерживая ядро 2.4.x и консольный VGA-режим. С более новыми ядрами наблюдаются серьезные проблемы, и ядро 2.6.x поддерживается лишь в ограниченном режиме.
Отладчик разрабатывался и тестировался под Debian 2.6. Его совместимость с остальными дистрибутивами не гарантируется, что вынуждает нас прибегать к бубну, но в некоторых случаях не помогает и бубен. Вообще-то, держать на своей машине Debian только для того, чтобы работать с Linice, – это вполне нормально. Давным-давно, когда реализации SoftICE для NT еще не существовало, многие хакеры инсталлировали Win 9x только для того, чтобы ломать программы, хотя сами сидели под
NT. Поскольку охватить все тонкости установки Linice в рамках одной статьи практически не реально, я ограничусь описанием процесса компиляции и запуска Linice под одним конкретным дистрибутивом - Knoppix 3.7 с ядром 2.4.1 в консольном VGA-режиме.
Linice поддерживает ACPI и многопроцессорные машины, но плохо дружит с X'ми, особенно на видеокартах, отличных от nVidia. 24-битную глубину цветности он вообще не воспринимает, «переваривая» только 8, 16 и 32 бита, поэтому отладку X-приложений удобнее вести через удаленный терминал, подключенный через COM-порт по протоколу VT100. При этом локальная клавиатура также будет работать с
Linice!

Компиляция и конфигурирование Linice

Скачиваем gzip-архив исходных текстов www.Linice.devic.us/Linice-2.6.tar.gz, занимающий чуть меньше мегабайта, распаковываем его на диск, заходим в каталог ./docs и из файла readme узнаем, что сборка отладчика под ядро 2.4 осуществляется так:

# cd build
# ./make_bin-2.4
# cd ../bin
# make clean; mak
e

Однако перед запуском make необходимо открыть файл ./bin-2.4/Makefile и отредактировать строку «TARGET» в соответствии с конфигурацией и архитектурой целевой платформы. В частности, на ACPI-машинах с многоядерными или HyperThreading-процессорами она будет выглядеть так:

TARGET = -DSMP -DIO_APIC

После завершения компиляции в каталоге ./bin появится множество файлов и каталогов, но значимыми из них являются только:

linsym – загрузочный модуль отладчика;
linince.dat – файл конфигурации;
xice – поддержка X'ов, при работе в текстовом режиме его можно удалить;
./Linice_2.4.27/Linice.o – загружаемый модуль ядра, содержащий непосредственно сам отладчик.


Процесс сборки Linice

Собрав минимально работающий комплект, неплохо бы получить и все остальное - демонстрационные отладочные примеры, находящиеся в каталоге ./test и компилируемые скриптом compile, а также модуль расширения (по-нашему, плагин), лежащий в каталоге ./ext, собираемый командой make и загружаемый командой insmod. Никакой пользы от него нет, но, изучив исходный текст, мы сможем писать свои собственные модули, расширяющие функциональность
Linice.

Загрузка системы и запуск отладчика

При загрузке Knoppix'а в нижней строке экрана появляется приглашение «boot:» где необходимо ввести «knoppix 2 vga=normal». Cheat-код «knoppix» выбирает ядро 2.4 (автоматически загружаемое по умолчанию, поэтому «knoppix» можно опустить), «2» блокирует загрузку X'ов, а «vga=normal» устанавливает стандартный vga-режим с разрешением 80x25.

Дождавшись завершения загрузки, говорим «su», затем «passwd» и вводим новый пароль для root'a, под которым тут же заходим в систему, воспользовавшись командой login. Если этого не сделать, попытка запуска Linice закончится сокрушительным провалом с воплем «segmentation fault».

При загрузке Knoppix'а с жесткого диска (на который его можно установить командой «sudo knoppix-installer», набранной в окне терминала из-под LiveCD-сессии) появится стартовое меню со списком доступных ядер. Выбираем Linux(2.4)-1 и нажимаем <TAB> для задания параметров загрузки - «2 vga=normal». Слово «knoppix» писать не нужно, поскольку ядро уже и так выбрано. После завершения загрузки даем команду login и входим в систему под root'ом (предполагается, что аккаунт был создан ранее).

Запуск отладчика осуществляется командой ./linsym –i, после чего тот немедленно появляется на экране. Если же этого не происходит, попробуй указать ключ '--verbose 3' для вывода диагностических сообщений.
Одной из причин отказа в загрузке может быть отсутствие файла /boot/System.map, содержащего адреса ядерных функций. Загрузка провалится и в том случае, если содержимое System.map не соответствует текущему ядру, что может произойти, например, при его рекомпиляции. Некоторые составители дистрибутивов либо вообще не включают System.map (полагая, что это усилит безопасность системы, так как rootkit'ам будет сложнее осуществить перехват syscall'ов), либо помещают сюда что-то совершенно левое и вообще непонятно откуда взявшееся. В таких случаях достаточно просто перекомпилировать ядро, указав отладчику путь к файлу System.map с помощью ключа '-m', если он расположен не в /boot, а где-нибудь в другом месте. Таким образом, и безопасность не пострадает, и Linice сможет работать!
Возврат из отладчика в систему происходит по <F5> или с помощью команды «x <ENTER>». Комбинация <CTRL-Q> вызывает отладчик из любой программы. Однако вовсе не факт, что мы очутимся в ее контексте, ведь Linux — многозадачная система, переключающая процессы один за другим, а команды ADDR (переключающей контексты) в «лексиконе» Linice все еще не существует, и когда она появится — неизвестно. Поэтому приходится хитрить, устанавливая точки останова на системные вызовы, используемые конкретной программой, или врываясь в процесс по методу INT 03h, о чем мы сейчас и поговорим.

За выгрузку отладчика (если его действительно хочется выгрузить) отвечает ключ '-x', переданный все тому же linsym'у.


Процедура запуска отладчика

Основы работы с Linice

Для тех, кто уже работал с SoftICE, освоение Linice не представит никакой проблемы. Здесь используются все те же команды: D – дамп памяти, E – редактирование памяти, T – пошаговая трассировка, P – трассировка без захода в функции, R – просмотр/модификация регистров, BPM/BPX – установка точки останова на доступ/исполнение памяти и т.д. Полный перечень команд содержится как во встроенной справке, вызываемой по HELP (кстати, «HELP имя_команды» выдает дополнительную информацию по команде), так и в штатной документации.

Давай нажмем <CTRL-Q> и пороемся в списке процессов, выводимых на экран командой PROC, причем текущий процесс выделяется голубым цветом:

:PROC
PID TSS Task state uid gid name
1 0000 C1C3E000 SLEEPING 0 0 init
2 0000 F7EE8000 SLEEPING 0 0 keventd
3 0000 F7EE2000 SLEEPING 0 0 ksoftirqd_CPU0
4 0000 F7EE0000 SLEEPING 0 0 ksoftirqd_CPU1
5 0000 F7ED0000 SLEEPING 0 0 kswapd
6 0000 F7EAA000 SLEEPING 0 0 bdflush
7 0000 F7EA8000 SLEEPING 0 0 kupdated
56 0000 F6A36000 SLEEPING 0 0 kjournald
1006 0000 F7A34000 RUNNING 0 0 automount
1013 0000 F68E6000 SLEEPING 0 0 cupsd
...
1105 0000 F6DDE000 SLEEPING 0 0 mc
1106 0000 F6DD4000 SLEEPING 0 0 cons.saver

Процессы - это, конечно, хорошо, но как же все-таки нам отлаживать программы? Самое простое – воткнуть в точку входа машинную команду CCh, соответствующую инструкции INT 03h, предварительно записав содержимое оригинального байта. Это можно сделать любым hex-редактором, например, неоднократно упоминаемым мной
HTE.

Загрузив файл в редактор, нажимаем <F6> (mode), выбираем elf/image, подгоняем курсор к «entrypoint:», давим <F4> (edit) и изменяем первый байт на CCh, сохраняем изменения по <F2> (save) и выходим. При запуске пропатченной программы Linice немедленно всплывает, потревоженный исключением, сгенерированным CCh, после которого EIP указывает на конец
CCh.

Состояние программы c пропатченной точкой входа в момент всплытия отладчика

0023:080482C0 CC int 3
0023:080482C1 ED in eax, dx
0023:080482C2 5E pop esi
0023:080482C3 89E1 mov ecx, esp

Курсор указывает на инструкцию in eax,dx (EDh), представляющую собой осколок от пропатченной команды xor ebp,ebp (31h EDh). Теперь (по идее) мы должны восстановить оригинальный байт, поменяв CCh на 31h, уменьшить регистр EIP на единицу и продолжить трассировку в обычном режиме.

Да вот не тут-то было! Linice - это, конечно, порт, но только очень сырой, и модифицировать память страничного имиджа он не умеет, даже если предварительно открыть кодовый сегмент на запись. Ни E (редактирование), ни F (заполнение), ни M (копирование памяти) не работают! Зато работает запись в стек, и нам, хакерам, этого вполне достаточно.


В hex-редакторе HTE втыкаем CCh в начало файла

Запоминаем текущее значение регистра EIP; копируем пропатченную машинную команду на вершину стека; восстанавливаем там байт CCh; передаем на нее управление, меняя значение EIP; выполняем ее, совершив единичный акт трассировки; и возвращаем EIP на место, то есть на следующую машинную команду:

Восстановление оригинального байта, замененного инструкцией INT 03h

; Узнаем EIP.
:? eip
Hex=080482C1 Dec=0134513345

; Смотрим, что находится на вершине стека (из чистого любопытства).
:d esp-10
0018:BFFFEFC0 C0 82 04 08 00 00 00 00 5D 0C 00 40 DC EF FF BF

; Копируем пропатченную машинную команду на вершину стека.
; Число 10h - максимально возможный размер машинной команды на x86.
:m eip-1 L 10 esp-10

; Смотрим, как изменился стек.
:d esp-10
0018:BFFFEFC0 CC ED 5E 89 E1 83 E4 F0 50 54 52 68 F0 85 04 08

; Ага! Стек действительно изменился, самое время исправлять CCh на 31h.
:e esp-10 31
Edit immediate data not implemented yet.

; Упс! Непосредственное присвоение данных в Linice не реализовано,
; но мы можем отредактировать дамп в интерактивном режиме (так же,
; как в SoftICE) или дать команду F esp-10 L 1 31, только учти,
; что, в отличие от SoftICE, отладчик Linice не обновляет окно дампа,
; поэтому после выполнения команды F может показаться, что
; результата нет; на самом деле, это не так, стоит только обновить
; дамп командой D esp-10, и все встанет на свои места.

; Передаем управление на команду, скопированную в стек,
; запоминаем значение регистра EIP.
:r eip (esp-10)
reg: eip = BFFFEFC0

; Совершаем единичный акт трассировки.
:t
0023:BFFFEFC2 5E pop esi

; Как мы видим, регистр EIP увеличился на 2 (BFFFEFC2h - BFFFEFC0h) = 02h,
; следовательно, адрес следующей команды равен: 080482C1h - 01h + 02h = 080482C2h,
; где 080482C1h — начальное значение EIP при входе в программу, а 01h - размер INT 03h.

; Устанавливаем EIP на команду, следующую за пропатченной инструкцией.
:r eip 80482C2
reg: eip = 80482C2

; Далее продолжаем трассировку в обычном режиме.

Вот такие пляски с бубном приходится устраивать. А что поделать? Так, с загрузкой программ в отладчик мы разобрались, теперь растерзаем точки останова на системные вызовы и ядерные функции.


Linice, запущенный в консольном VGA-режиме

Команда exp выводит имена, экспортируемые ядром, любое из которых может фигурировать в выражениях, например, «bpx do_bkr» эквивалентно «bpx C012C9E8».

Вывод имен, экспортируемых ядром

:exp
kernel
C0320364 mmu_cr4_features
C02AC3A4 acpi_disabled
C02AC8A0 i8253_lock
...
C012BDA8 do_mmap_pgoff
C012C764 do_munmap
C012C9E8 do_brk
C011E990 exit_mm
C011E69C exit_files

С системными вызовами приходится сложнее. Непосредственной поддержки со стороны Linice здесь нет (а ведь ей полагается быть, учитывая специфику Linux), поэтому эту штуку приходится делать руками.

Таблица системных вызов, как известно, представляет собой массив двойных слов, начинающийся с адреса sys_call_table (эта переменная экспортируется ядром).

Таблица системных вызовов

; Переводим отладчик в режим отображения двойных слов.
:dd

; Выводим таблицу на экран.
:d sys_call_table
0018:C02AB6A8 C0126ACC F8932650 F89326A0 C013DC10
0018:C02AB6B8 C013DD18 C013D5C8 C013D724 C011F3BC
0018:C02AB6C8 C013D664 C014A8E0 C014A3B4 F893020C

Каждый элемент таблицы соответствует своему системному вызову, а каждый вызов имеет свой номер, который можно узнать, заглянув в файл /usr/include/sys/syscall.h, но лучше это делать не под Linux, где никаких непосредственных номеров нет, а позаимствовать тот же самый файл из BSD – все равно номера основных системных вызовов на всех системах совпадают. В частности, системный вызов open проходит под номером 5.

Чтобы установить точку останова на open, необходимо узнать его адрес, находящийся в пятом двойном слове таблицы системных вызовов, считая от нуля, и равный (в данном случае) C013D5C8h.

Установка точки останова на системный вызов open

; Устанавливаем точку останова на системный вызов open,
:bpx C013D5C8
; выходим из отладчика,
:x
...
# открываем какой-нибудь файл,
...
; отладчик тут же всплывает, сообщая нам об этом,
:Breakpoint due to BPX 01

; даем команду proc, чтобы убедиться, что мы вклинились в свой процесс.
:proс
PID TSS Task state uid gid name
1049 0000 F6364000 SLEEPING 0 0 getty
1145 0000 F61CC000 SLEEPING 0 0 mc
1146 0000 F614A000 SLEEPING 0 0 cons.saver

Таким путем легко вклиниваться в уже запущенные процессы, устанавливая точки останова на используемые ими системные вызовы, а также совершать множество других вещей, жизненно важных для взлома.

Заключение

Несмотря на свою откровенную сырость, Linice вполне пригоден для отладки защищенных приложений, хотя сплошь и рядом приходится прибегать к обходным решениям, которые в нормальных отладчиках выполняются на автомате. Поэтому Linice отнюдь не заменяет gdb, а всего лишь дополняет его.



Полную версию статьи ты можешь
прочитать в январском
номере
"Хакера"

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии