Я бы переписал жизнь, но Бог не дает мне исходники (с)

 

Принципы Open Source Software подразумевают, что разрабатываемый исходный код программ открыт, то есть общедоступен для просмотра и изменения. Однако в самой идее Open Source содержится нечто большее, чем принципы разработки свободного софта, то, что сейчас можно назвать Open Source Culture. В более широком смысле, в приложении к интеллектуальным и творческим явлениям вообще, а не только к технологии и методологии программирования, Open Source означает новый тип культуры, отличающийся способами потребления и создания культурных ценностей. Программное обеспечение оказалось удачной моделью, позволившей переосмыслить отношение к созданию материальных ценностей в новом тысячелетии. 

Важными факторами в развитии Open Source Culture послужили экспоненциальные темпы роста пиратства и сложность в создании принципиально новых технологических продуктов. Цифротроника 21 века, включающая как общедоступность и глобальность цифровых каналов передачи информации, так и лёгкость в обработке цифровых продуктов, стала локомотивом пиратства и раковой опухолью на теле быстроразвивающегося Западного общества. В то же время, небывалый за всю историю человечества технологический скачок прошлого века привёл к своеобразному информационному оскудению, – тридцать лет назад компьютер Apple можно было собрать в гараже на коленке усилиями двух человек, а сегодня та же задача потребовала бы научно-исследовательского института и миллионы долларов спонсирования. 

Нынешняя система интеллектуальной собственности имеет немало ограничений. Практика патентования открытий и изобретений также снижает темпы развития. Крупные компании владеют огромными массивами данных и готовыми технологиями, однако согласны ими делиться только за весьма щедрую оплату.
Невозможность создать какой-либо новый продукт (а также значительно усовершенствовать старый) и потенциальная угроза потерять авторский копирайт – две главные культурно-материальные проблемы нашего времени. И решить их возможно простым переосмыслением Open Source Culture. 

 

Наукоёмкие технологии

Ярким примером использования OpenLive-принципов в современной науке можно считать деятельность некоммерческой организации
BioForge, сообщества разработчиков биотехнологических проектов. BioForge предлагает простую и понятную модель Open-взаимодействий на основе обычных социальных сетей с частичным применением технологий Web 2.0. Участники проекта могут делиться результатами изысканий, запускать совместные научные проекты и вести их вплоть до коммерческого использования под соответствующими лицензиями. На разработки распространяется лицензия BIOS (Биологические инновации для открытого общества), которая разрешает патентовать полученные на их основе результаты при условии, что новые разработки будут также доступны участникам сообщества. Кроме того, BioForge предлагает путеводитель по огромной базе патентов, позволяющий ориентироваться в мире проприетарных биотехнологий.

Именно на «передовых гранях», в сферах генетики, микроядерной энергетики, космических исследованиях, свободное распространение знаний позволяет добиться значительного роста эффективности разработок. 

 

Пищевая промышленность

Задача собрать свой собственный ноутбук и написать к нему операционную систему кажется нам в два-три триллиарда раз сложнее, чем приготовить ужин по кулинарной книге. Однако разницы между двумя задачами по сути нет. Каждая кулинарная книга – огромный сборник исходников, которыми мы с той или иной успешностью пользуемся. Пожалуй, собрать ноутбук может оказаться ещё и дешевле, чем приготовить блюдо - мало ингредиентов, пригодных в пищу, бесплатны (а бесплатных радиодеталей соберётся на целый космический крейсер – яркое подтверждение тому ноутбук стоимостью всего в 50$, разработанный калифорнийским студентом Крисом Фентоном). 

Лет через 20-30, когда Земля столкнётся с тотальной нехваткой ресурсов, продукты питания станут основной валютой, на долгие столетия вытеснив привычные нам деньги. Многие крупные корпорации это понимают и уже сейчас патентуют свои продукты. Например, вам никогда не удастся создать в домашних условиях гамбургер из макдональдса, ведь в нём используются запатентованные ингредиенты. Впрочем, при определённой сноровке можно вполне удачно сымитировать какой угодно продукт (что мы можем наблюдать всякий раз, когда покупаем в магазине икру: вода, соль, рыбий жир, агар, масло растительное, лимонная кислота, пищевой краситель, бензоат натрия).

Одной из удачных имитаций, доступной каждому, является продукт OpenCola, разработанный одной канадской софтостроительной компанией (подобный маркетинговый ход использовала корпорация Microsoft: сначала программистам, работавшим над созданием операционной системы Vista, раздавали жестяные банки с фирменным логотипом Windows и содержимым из смеси апельсино-яблочного соков, затем фирменные банки начали возить на презентации Vista). Рецепт OpenCola был выложен на сайте компании и распространялся по лицензии GPL, позволяющей свободную модификацию и некоммерческое распространение.

А вот студенты копенгагенского Института информационных технологий создали первое в мире Open-пиво. Почему именно пиво? Как говорится на сайте
http://www.freebeer.org/blog/,
«Это универсальный продукт, который мы хотели бы получать бесплатно». Для начала студенты встретились с автором датской книги по домашнему пивоварению. Затем они пришли к согласию о том, какого типа пиво они хотят получить. Купили ингредиенты и сварили около 100 литров прямо в университетской столовой. После дегустации добавили новые ингредиенты: гуарану, южноамериканскую ягоду, которая содержит природные стимуляторы наподобие кофеина. И – самое главное – выложили рецепт по лицензии
GNU.

 

Сфера образования

OpenLive в обучении – это набирающая популярность концепция свободного доступа к знаниям, которая в ближайшие десять лет станет лидирующей в обучающей среде колледжей и университетов. Уже сейчас на сайте Open Course Ware Массачусетского технологического университета выкладываются статьи по всем учебным курсам – прощайте, скучные лекции с трясущимися невротиками-профессорами.

Однако OpenLiveEducation - это не только свободно распространяемые статьи (в том числе и в Open Encyclopedia Project, Open Directory Project, Wikipedia), не только бесплатная альтернатива софтовым коммерческим продуктам (на базе Linux), но и целая концепция, основанная на общении, обмене опытом и взамоподдержке внутри сообщества.

Важным шагом в развитии открытого обучения является дистанционное обучение с использованием сети медиатек, где собраны электронные учебно-методические комплексы по каждой дисциплине, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, телеконференции и т.д.

 

Свободное творчество

Теперь затронем больную тему «авторского права» и OpenLive, наиболее актуальную в деятельности цифровых фотографов, музыкантов, кинопроизводителей и писателей, то есть там, где копия авторского произведения ничем не отличается от оригинала и пригодна для массового распространения (забить винт HD-DVD-фильмами пока мало у кого получится – слишком большой размер у пиратской копии). 

Тут есть свои нюансы и особенности. Так, начинающим творцам выгодно то, что их произведения можно стянуть в сети, поскольку свободное копирование увеличивает их известность. Однако книжный рынок и рынок медиапродукции переживают глубокий кризис. Российские музыканты, к примеру, вообще не зарабатывают на выпуске CD – все деньги уходят на выпуск диска и рекламную компанию. Деньги поступают исключительно от концертов. Всё потому, что слишком многие ассоциируют OpenLive с тотальной халявой, прикрываясь фальшивыми лозунгами. Мол, распространение в сети приносит куда больше доход (откуда?!), а автор испытывает куда большее моральное удовлетворение (сущий бред).

Что может дать свободное бесплатное распространение музыки и любых других мультимедийных материалов? Разрешить свободно распространяться своему творчеству – это некое обретение конкурентного преимущества перед другими, если говорить в терминах маркетинга. Совершенно не обязательно разрешать свободное распространение всего созданного или всего, что будет когда-либо создано. Можно разрешать использовать отдельные треки с альбома, или несколько глав из книги, или трейлер фильма, можно – старый материал. Можно разрешить всё, что есть на данный момент, а потом создать новое и на волне интереса к собственной персоне продаться. На первоначальном этапе единственной платой автору является гарантированное упоминание его имени. Эта схема давно уже используется диджеями, которые записывают промо– и демодиски, которые, к сожалению, в России всегда продаются, хотя должны, как и в Европе, раздаваться бесплатно даже в магазинах.

Открытые лицензии в этой сфере пока что не очень эффективны, поскольку позволяют со свободно распространяемой копией делать всё, что угодно. И если эксперименты с переписыванием книг пока остаются экспериментами, то в обработке музыки уже участвует каждый школьник. И речь идёт даже не о написании ремиксов, а о работе с музыкальными исходниками для будущих миксов. Такие программы, как FL Studio, предоставляют сотни разнообразных звучков из тысяч популярных песен, из которых каждый может собрать свой собственный хит.

Конечно, OpenLive-творчество - яркий пример постмодернизма, когда всё уже придумано и остаётся только пересобрать старые шедевры. Истинное творчество заключается в том, чтобы придумать свой собственный звук, а не наложить бит на мегашедевр «Я – космический гей!», написать свою Книгу, а не очередное продолжение «Хоббита», но в век информационного оскудения OpenLive, возможно, единственный доступный способ не скатиться к темным векам. 

 

Антицифровые технологии

Все вышеописанные примеры OpenLive представляют собой по сути небольшие цепочки информационных данных, легких в усвоении и распространении. Но возможно ли построить звездолет, основываясь на открытых разработках? Изучение одного только мануала, по всей видимости, будет непосильно даже группе разработчиков, слабо знакомых с космическими перелётами. Это вам не пиво варить. Тем не менее, даже в сфере инженерных построек есть свои подвижки. Группа японских роботехников выложила в свободный доступ по лицензии GPL чертежи и спецификации своего робота PINO, серийно производимого компанией ZMP. По их словам, этот ладно сложенный пластиковый рыцарь призван повторить судьбу Linux в мире робототехники. 

А в рамках Open Source Velomobile Development Project группа энтузиастов на протяжении продолжительного времени переоткрывает велосипед. 

Не оставляются попытки сделать «свободный автомобиль». В 1999 году бывший менеджер по маркетингу компании BMW Маркус Мерц основал проект OSCar (Open Source Car), призванный объединить усилия сетевых энтузиастов, наперебой стремящихся внести усовершенствования в конструкцию современных авто. Базовую модель простого, дешевого и экологически чистого автомобиля с модульной архитектурой планировалось создать в течение трех лет. По ходу разработки все технологические ноу-хау планировалось выкладывать в свободный доступ. По аналогии с разработкой Linux батальон был разбит на группы по интересам, в каждой из которых правил свой «либеральный диктатор», общающийся с коллегами в специальных форумах, а также в ходе серии офлайновых встреч-выставок. 

Таким образом, OpenLive может повлиять на любую сферу деятельности и бездеятельности человека. Именно открытые технологии позволят обеспечить человечество доступным картонным жильем (речь идёт не о картонных коробках для бомжей, а о домах, в которых основной строительный материал – картонные листы различной толщины и различного состава, где в качестве покрытия для крыши используется высокоплотный полиэтилен (HDPE), из которого же выполнена ванна и баки-накопители дождевой воды под полом (они же придают конструкции дополнительную устойчивость)) и бесплатной пищей, выращенной в биомассе. OpenLive – это будущее, которое ждёт каждого из нас. Если, конечно же, транснациональные корпорации не распродадут эту планету в чёртовой матери.

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии