Всемирная паутина празднует свою двадцатую годовщину. За прошедшие два
десятилетия она изменила то, как работает, общается и играет сообщество людей.

Сухой педант в каждом из нас может в очередной раз отметить, что сети
Интернет как таковой – не двадцать, а почти сорок лет, однако именно Паутина
превратила ее из простой службы обмена данными в средство общего пользования.
Думается, когда Тим Бернерс-Ли впервые решил построить систему, при помощи
которой можно осуществлять более свободный обмен информацией, он не мог и
помыслить о том, какой эффект окажет на мир его задумка. Тогда представить это
себе не смог бы никто, да и сейчас люди пожинают лишь первые плоды ее
использования.

На этот раз мы предложим тебе оглянуться и вспомнить все то лучшее, что
принесла с собой паутина. Наш рейтинг выйдет за границы каких-либо определенных
услуг и сайтов, в нем мы попытаемся оценить ценность тех возможностей, которые
получили люди при использовании Интернет.

 

10. Видео

Шон Николс: До появления паутины видео вряд ли можно было назвать
демократичным носителем информации. Для того, чтобы получить достаточно большую
аудиторию, необходимо было иметь хоть какую-то студию и внушительный бюджет,
чтобы распространять свои творения. Для рядового же пользователя видео было лишь
инструментом для создания семейного архива воспоминаний.

Паутина изменила этот порядок, упростив процедуру распространения. Веб-камеры
и сервисы, подобные YouTube, позволили людям самим стать частью системы
трансляций, и видео плавно переросло в средство общения. Теперь оно не делится
на студийное и домашнее, и в этом смысле у Интернета имеется здесь серьезный
плацдарм. Кроме того, такое положение вещей изменило и сам способ работы студий.
В сети буйным цветом цветут независимые альтернативные студии, которые зачастую
предпочитают вообще воздерживаться от заключения соглашений с телекомпаниями и
кинотеатрами, полностью полагаясь в поиске своего зрителя на сетевое видео.

Ян Томпсон: Можно выделить много заслуг сетевого видео, однако
главное, что ему удалось сделать – это демократизировать онлайн-контент. И если
пару десятилетий тому назад понятие сотрясающего основы видео ограничивалось
тем, что пожелают показать сети телевещания, то сейчас кадры, подобные
видеоролику, демонстрирующему избиение полицейскими Родни Кинга, уже стали
обычным явлением.

Теперь никто не может рассчитывать на то, что о его преступлениях забудут,
поскольку видео записывается и разлетается по миру за считанные секунды.
Дешевизна цифровых носителей и наличие доступа к Сети позволяют делиться
впечатлениями, которые формируют целые поколения.

Для истории значение такой схемы важно вдвойне. Чтобы посмотреть во всех
деталях ролик с записью убийства Кеннеди, потребовались годы, однако если нечто
подобное произойдет в следующий раз, мир увидит все своими глазами через
мгновения.

 

9. Юмор

Шон Николс: Одна из самых примечательных и высоко ценимых особенностей
Интернет – это предоставляемая им возможность от души посмеяться. Будь то
забавный ролик или талантливо написанная сатира – количество тех или иных
материалов в сети практически неограниченно.

Это, вероятно, еще один побочный эффект той демократизации, которую принес
Интернет, поскольку любая шутка или остроумное наблюдение, которое ты только что
услышал у себя в офисе, могут быть выложены в онлайн и стать, таким образом,
доступными для других.

Паутина позволила также таким юмористическим изданиям, как The Onion и
Cracked, чьи возможности ранее ограничивались количеством отпечатанных
экземпляров, значительно расширить круг своих читателей и намного улучшить
предложения в области собственного содержимого.

Ян Томпсон: Говорят, что юмор – это эмоции мира. Я согласен, ведь без
XKCD, LOLCats или Fail Blog жить было бы гораздо хуже. Хотя конечно, иногда
появляются и разногласия, так как не для всех одни и те же вещи выглядят
одинаково забавными. Достаточно вспомнить шумиху вокруг карикатур с участием
пророка Мухаммеда, чтобы понять это.

Тем не менее, юмор – неотъемлемая часть человеческой жизни, и Сеть приносит
его в каждый дом. Смех всегда лучше, чем гнев.

 

8. Игры

Ян Томпсон: До появления Всемирной паутины энтузиасты компьютерных игр
представляли собой маленькое сообщество парней и мужчин, проводящих в
одиночестве в своей комнате целые дни, уходящие на постоянное переигрывание
одних и тех же игр.

С появлением Сети и онлайновых игр теперь уже миллионы людей все так же
тратят по нескольку часов день, припадая к экранам компьютеров, однако сейчас
они уже не так одиноки, как раньше, поскольу у них появилась возможность
взаимодействовать в другими игроками в режиме реального времени. Мне известен по
крайней мере один случай свадьбы между членами игрового клана, которые никогда
не встретились бы друг с другом, если бы их не свела вместе компьютерная игра.

Социальная природа онлайн-игр помогла также расширить круг геймеров, сделав
дисбаланс по половому признаку в их среде не таким заметным, как раньше. И хотя
тратить по 12 часов в день на игру в World of Warcraft – далеко не лучшая затея,
все мы время от времени испытываем потребность любить кого-то и иногда –
убивать.

Ну а если оставить в покое социальную сторону этого вопроса, то стоит
упомянуть о том, что возможность играть с другими людьми, не находясь при этом в
одном и том же с ними месте, также увеличивает удовольствие от игры. Никакое,
даже самое лучшее программное обеспечение не в состоянии заменить
изобретательность, непредсказуемость и непонятную природу человеческого
мышления.

Шон Николс: Первое преимущество сетевых игр, которое просится на ум,
это возможность для социально закрепощенных индивидуумов наладить общение и
наслаждаться тем хобби, которое раньше изолировало их от людей. У
среднестатистического фаната игр благодаря Сети весьма широкий круг общения.

Во многом благодаря этому онлайн-RPG продаются лучше как консольных, так и
компьютерных игр, предназначенных для одиночного прохождения – ведь играть в них
теперь можно не только в одиночку.

И если сейчас сказать онлайн-игрокам, что с этого момента им предстоит
проходить квесты самостоятельно и общаться исключительно с управляемыми
компьютером персонажами, число их сразу же заметно сократится.

Другим игровым жанрам, таким как шутеры от первого лица, Сеть также
предлагает абсолютно новые вызовы и масштабы геймплея. Искусственный интеллект
компьютерных оппонентов часто сводится к регулированию точности стрельбы и
времени реакции персонажей, в то время как игра против опытного соперника из
числа людей – куда более нетривиальная и захватывающая задача, нежели простое
убийство бота.

 

7. История

Шон Николс: Сохранение исторического наследия – одна из самых
недооцененных возможностей паутины. Еще никогда до этого в руках человечества не
было столь мощного инструмента для рассказа о своей коллективной истории, причем
это касается не только новых слушателей из числа живущих ныне, но и будущих
поколений.

Назовите любое важное историческое событие и вы с большой долей вероятности
обнаружите в Сети огромное количество информации о нем, намного превосходящее
уровень знаний любого местного историка. Конечно, число лживой и некомпетентной
информации также велико, однако добросовестный исследователь всегда найдет в
Интернет заслуживающие доверия источники о практически любой исторической дате.

Один из моих любимых примеров – это денверская публичная библиотека, которая
на протяжении последнего десятилетия занимается оцифровкой своего фотоархива,
содержащего тысячи фотографий, иллюстрирующих историю Соединенных Штатов. Те
галереи, которые раньше были доступны лишь профессиональным историкам, сейчас
открыты для любого человека на планете. Теперь даже англичане могут узнать о
местном герое Буффало по имени Билл Коди.

Ян Томпсон: Я помню, как во время подготовки к экзаменам по истории
мне, восемнадцатилетнему, приходилось тратить часы, продираясь сквозь дебри
рукописных записей и исторических дневников, в попытке понять давно ушедшие
поколения.

Сейчас, вместо того, чтобы просиживать штаны перед читальным аппаратом для
микрофиш, каждый может получить доступ к этим сведениям, находясь в комфортных
условиях своего дома. Это – наше благословение будущим поколениям.

Такой способ хранения информации поможет нашим потомкам лучше понять своих
прародителей. Слишком большой объем данных, хранимый на микрофишах или на
дисках, делает их неудобными для изучения. Хранение же этих данных в Сети
жизненно важно для того, чтобы история продолжала жить.

 

6. Культура

Ян Томпсон: Одним из самых явных следствий появления Сети стало
развитие того многообразия культур, которое она породила и продолжит порождать в
будущем.

Онлайновые субкультуры начали свое развитие еще до появления паутины. Форумы
узкоспециализированных групп использовали свою собственную лексику и приемы для
выявления тех, кто к ним не принадлежит, а отсутствие физического контакта
позволило пользователям уравнять условия для всех и начать эксперименты с
организационной структурой своих сообществ. Социальные сети вывели этот феномен
на новый уровень, он получил всеобщее распространение и продолжает влиять на то,
как люди организуют свои группы. Взгляните, например, на Facebook. Теперь о
разводе или разрыве дружеских отношений узнают, кликнув по кнопке, а не
посредством телефонного звонка или письма.

Конечно, это привело и к появлению определенных вопросов. Как долго нужно
быть вместе друг с другом, чтобы сменить статус с "одинокий" на "состоящий в
отношениях"? Означает ли затруднение с ответом то, что ты познакомился с
человеком только ради секса? Все эти вопросы сейчас возникают именно в Сети.

Более того, некоторые сети используют статусы, как признак для разграничения
внутри групп. Это позволяет тем, кто что-то делает для сообщества, быть узнанным
другими его членами через систему наград (медалей, званий и т.п.) или
специальные иконки и аватары. Иными словами, такая система – это своего рода
реинкарнация выражения "Воздастся тебе по деяниям твоим", которая может
достаточно эффективно проиллюстрировать характер определенного человека.

Шон Николс: Если отвлечься от вскармливания и легализации множества
субкультур, можно заметить, что паутина также привела и к созданию абсолютно
новых групп и структур.

Люди теперь объединены в компактные группы, объединенные общими интересами
или же попросту временем захода и написания сообщений на форуме. То есть
соседство и близкое расположение друг к другу перестало служить основой для
объединения. Очень часто люди ценят свое общение в онлайн гораздо выше, чем
взаимоотношения с коллегами или товарищами.

И хотя в экстремальном виде все это может быть очень плохо, все-таки трудно
поспорить с тем, что Сеть дает возможность почувствовать дух товарищества,
объединяющий тебя с кем-то на другом краю земного шара, кого без Интернета ты
мог никогда бы не встретить.

Продолжение следует

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии