Времена, когда для завоевания дамы сердца нужно было усмирять драконов и
убивать великанов, ушли в прошлое. Для всех, кроме скромного басиста из
начинающей рок-группы Скотта Пилигрима. Чтобы ничто не мешало его счастью, он
должен победить семь зловещих "бывших" своей новой девушки. А поскольку Рамона
не только курьер, но и ниндзя, "бывшие" у нее один другого круче. Кто придумал
эту странную историю и кто перенес ее на экран?э

 

По чужим стопам

Все художественные революции протекают одинаково. Радикальные творцы
отбрасывают надоевшие штампы и черпают вдохновение из реальности. Правда, не
всегда из реальности, данной в непосредственных ощущениях. Мастера Возрождения
воспроизводили античные скульптуры, авангардисты изучали процессы внутри
головного мозга, а многие западные художники комиксов начала XXI века учились не
у своих предшественников, а у японских коллег.

Одним из тех, кому японская манга (буквально "смешные картинки") дала больше,
чем американские комиксы о супергероях, был канадец Брайан Ли-О’Мэлли, уроженец
города Лондон в провинции Онтарио. Разумеется, для парня с корейскими корнями
это было совершенно естественно, но, по словам художника, его семья настолько
ассимилирована, что восточной в их доме была только еда. Так что мангу Брайан
осваивал наравне с прочими "отаку" (западными фанатами японского масскульта) –
сперва по ее анимационным экранизациям, которые можно было найти на видео и
поймать по ТВ, а затем по распространявшимся через Интернет любительским
переводам и со временем появившимся легальным изданиям в Канаде и США.

Не то чтобы Брайан вовсе игнорировал комиксы DC и Marvel. В 1990-е, когда он
был подростком, издавалось слишком много интересных западных комиксов, чтобы
парень с художественными наклонностями мог их не замечать. Однако в историях о
Бэтмене или Человеке-пауке было слишком много невероятных приключений и слишком
мало того, что Брайа на по-настоящему волновало. Читатели западных комиксов
могли узнать из них, как спасти Вселенную от инопланетян, но мало что могли
почерпнуть об ухаживании за девушками или о создании "гаражных" рок-групп.

Разумеется, в манге тоже было много эпического и невероятного. Так, героями "Ранмы
1/2", одного из первых любимых японских комиксов Ли-О’Мэлли, были мастера боевых
искусств, наделенные сверхъестественными способностями. Но сердцем манги Румико
Такахаси были не поединки, а романтические переживания подростков, ищущих
"золотую середину" между западным следованием за чувствами и восточным
подчинением родителям.

Читая "Ранму" и другие лирические японские комиксы, Ли-О’Мэлли со временем
начал им подражать, рисуя вымышленные истории о себе и о своих друзьях.
Некоторые из этих вещей художник выкладывал в Интернет, и постепенно он стал
уважаемым человеком среди комиксеров-любителей Торонто. Затем, опять же через
Сеть, Брайан познакомился с профессионалами из США, через них вышел на
менеджеров крупной комикс-студии Image Comics, сделал для них кое-какую работу,
а затем в 2002 году нашел себя в американской компании Oni Press, которая
принципиально не издает комиксы о супергероях и почти не публикует длинные
сериалы.

Первым комиксом Oni, над которым Брайан трудился как художник, были
"Безнадежные дикари" – история о семье панков 1970-х, пытающихся прижиться в
американском пригороде. Работа со сценаристкой Дженван Метер стала для
Ли-О’Мэлли школой писательского дела, и уже в следующем, 2003 году Брайан
опубликовал "Потерянную в море" – свой первый полноценный комикс как художника и
сценариста.

Ли-О’Мэлли было интересно сочинять комикс-повесть о стеснительной девушке,
которая едет из Калифорнии в Ванкувер, пытаясь разобраться в себе и в своих
чувствах, но друзьям художника "Потерянная" казалась слишком "девчачьей" и
недостаточно увлекательной. А поскольку у Брайана в то время только начали
появляться поклонники и в основном он сочинял и рисовал для своих приятелей, то
парень решил, что надо придумать что-то более интересное и "мужественное". Так
родился комикс, который мы сейчас знаем под названием "Скотт Пилигрим".

 

Бой идет не ради славы…

Основная концепция "Скотта" к 2004 году уже была отработана во многих
комиксах, мультфильмах и даже некоторых фильмах. Подчеркнуто реалистичное,
обыденное повествование иногда как будто переносится в параллельный мир, где у
персонажей проявляются сверхъестественные способности. Которые, впрочем, не
меняют сути героев. Так, возлюбленная Скотта может путешествовать через
подпространство и доставать невесть откуда огромный боевой молот (последнее –
цитата из "Ранмы 1/2"), но при этом Рамона – не замаскированная супергероиня с
другой планеты, а банальный курьер интернет-магазина. Помните сцену в фильме "Джей
и Молчаливый Боб наносят ответный удар", в которой герои внезапно начинают
драться на световых мечах, не превращаясь при этом в джедаев? "Скотт" устроен
точно так же.

Казалось бы, странная сюжетная идея, однако она идеально подходит для
повествования о поколении, которое привыкло приходить домой после скучного дня,
усаживаться перед игровой приставкой и несколько часов подряд спасать Вселенную.
Как еще рассказывать о молодых ребятах, наполовину живущих в грезах и не всегда
уверенных, где кончается эльф и начинается Вася? Особенно если творец не связан
бюджетом "Клерков" и может делать с рисованными героями что угодно.

Какие бы удивительные события не происходили время от времени в "Скотте", в
основе повествования были понятные и узнаваемые ситуации. Заглавный герой –
типичный "слэкер", артистичный лентяй из среднего класса, который ничем
особенным не занимается, иногда играет на басу в любительской рок-группе,
работает только тогда, когда припекает с деньгами, мечтает о жизни музыкальной
легенды, однако чаще ходит на вечеринки, чем выступает на них. В общем, не
плохой, но по-настоящему не мотивированный парень, чье главное достижение к 23
годам – впечатление, произведенное на влюбившуюся в него
старшеклассницу-китаянку. Помните главного героя "Ананасового экспресса"? Очень
похожий персонаж. Только моложе, ленивее и не наркоман.

Как вы уже поняли, жизнь Скотта совершает крутой поворот, когда парень
знакомится с Рамоной. Во-первых, девушка немного старше его и житейского опыта у
нее больше. Так что общение с Рамоной само по себе начинает вытягивать Скотта из
болота, в которое парень себя загнал. Во-вторых, у девушки обнаруживается
"багаж" – семь злобных "бывших", поклявшихся расправиться со всеми новыми
парнями Рамоны. И хотя любовь дает парню сверхчеловеческие силы, каждая победа
над "бывшим" становится для Скотта победой над собой – а также шансом духовно
вырасти, превратившись в итоге в мужчину, достойного Рамоны.

Когда первый 170-страничный том "Скотта" появился на прилавках, его продажи
студию Oni не вдохновили. Ли-О’Мэлли был мало кому известен, у "Пилигрима" не
было особой рекламной поддержки, а графический стиль книги многим показался
слишком примитивным, даже любительским.

К счастью для автора, его спасли критики и читатели, давшие "Скотту" шанс.
Те, кто прочел книгу от начала до конца, оценили ее бойкие диалоги, неожиданные
сюжетные повороты и обаятельных персонажей. Нашлись и защитники графики, которые
признали, что стиль Брайана прост, но выразителен, и что повествование,
выстроенное вокруг узнаваемых героев и "декораций", не обязательно должно быть
детально прорисовано. Какой смысл трудиться над деталями холостяцкой квартиры
или обеда из суши, если художнику достаточно намекнуть, чтобы память читателей
обеспечила подробности?

В результате второй том "Скотта", вышедший в 2005 году, заинтересованные
читатели ждали с нетерпением, а последующие книги сделали "Пилигрима" культовой
вещью и важным событием в мире несупергеройских западных комиксов. Причем одними
из первых успех Ли-О’Мэлли признали голливудцы из студии Universal, купившие
права на экранизацию еще до появления второго тома в продаже.

 

Типа крутые лентяи

При всех сценарных достоинствах "Скотта", комикс нуждался в режиссере,
который бы мог прочувствовать его стиль и передать в фильме как искренность, так
и иронию "Пилигрима". Вероятно, наиболее подходящим постановщиком картины был
Кевин Смит, но Universal предпочла другого опытного специалиста по "слэкерам" –
британского комедиографа Эдгара Райта.

В России, равно как и в Америке, о Райте впервые узнали благодаря пародийной
комедии "Зомби по имени Шон". Именно после ее премьеры Universal предложила
Райту "Пилигрима". Однако к 2005 году за плечами режиссера уже было десять лет
работы в британском кино и на ТВ, а его главным достижением до "Шона" считался "слэкерский"
ситком Spaced, пропитанный шутками для зрителей, обожающих обсуждать "Звездные
войны" и "графические романы" (они же "серьезные комиксы"). При этом
стилистически Spaced был очень похож на "Пилигрима", и он тоже балансировал на
грани реализма и фантастики. Единственным существенным отличием ситкома от
"Скотта" было то, что британские персонажи оказались старше героев Ли-О’Мэлли.
Однако тридцать и двадцать три различаются не так сильно, как двадцать и
тринадцать.

Художник спланировал "Скотта" как шеститомник, к моменту покупки прав на
комикс были готовы только две книги и общий сюжет, а потому форсировать работу
над картиной не имело смысла. Так как экранизировать предстояло весь комикс
целиком, и в случае выхода ленты в 2007-м или 2008-м голливудцы должны были либо
выдать все тайны "Пилигрима", либо придумать собственную историю, вдохновленную
комиксом. Вместо этого было решено совместить издание шестого тома и выход
фильма. А поскольку Ли-О’Мэлли подрядился писать по книге в год, то двойную
премьеру назначили на 2010-й.

Соответственно, у Райта было достаточно времени, чтобы выпустить в 2007-м
экшен-комедию "Типа крутые легавые" и закрепиться в памяти зрителей, а заодно
попрактиковаться в постановке более дорогого и технически сложного кино, чем он
снимал раньше. Хотя бюджет "Легавых" был всего 8 миллионов фунтов стерлингов – в
два раза больше, чем у "Шона", но все равно копейки по американским меркам.

Пока Райт снимал в Англии, а начинающий сценарист Майкл Бэколл, которому
прочат большое голливудское будущее, корпел над текстом предстоящего фильма,
продюсеры присматривались к молодым актерам, которые могли бы сыграть в
"Скотте". И, пожалуй, никто от задержки съемок "Пилигрима" не выиграл больше,
чем канадец Майкл Сера. Его карьера началась в 1999-м, но всемирная известность
к нему пришла как раз в 2007 году, после выхода "SuperПерцев" и "Джуно". Правда,
его последующие картины были не столь удачны, и образ Скотта для него – отличный
шанс наверстать упущенное. Или подтвердить, что прежний успех был случайным.

Карьерным испытанием фильм стал и для исполнительницы роли Рамоны. В середине
прошедшего десятилетия Мэри Элизабет Уинстед (сериал "Волчье озеро", "Пункт
назначения 3", "Черное Рождество") считалась восходящей звездой, однако после
появления в 2007 году "Крепкого орешка 4" и "Грайндхауса" актриса практически не
снималась. С другой стороны, в будущем году мы увидим ее в сиквеле-ремейке
"Нечто", так что у Уинстед будет еще один шанс возродить свою карьеру.

Мы можем перечислить всех "бывших" Рамоны и рассказать, кто они такие и какие
у них способности, но в этом случае нам пришлось бы выложить большую часть
сюжетных секретов фильма. Поэтому мы ограничимся тем, что перечислим четырех
наиболее известных исполнителей злодейских ролей "Скотта". Это Крис Эванс
("Фантастическая Четверка"), Брэндон Рут ("Возвращение Супермена"), Джейсон
Шварцман ("Поезд на Дарджилинг", "Академия Рашмор") и Мэй Уитмен (Катара в
анимационном сериале "Аватар"). Да, вы правильно поняли. Уитмен – девушка.
Прошлое Рамоны было бурным и разнообразным.

Естественно, кроме врагов у главных героев "Пилигрима" есть и друзья. В
частности, это Уоллас, сосед Скотта по съемной квартире, младшая сестра Скотта
Стейси и музыканты Стивен и Ким, партнеры Пилигрима по рок-группе Sex Bob-omb.
Их сыграли соответственно Киран Калкин (младший брат Маколея и старший брат Рори,
снимавшийся в "Роскошной жизни"), Анна Кендрик ("Мне бы в небо"), Марк Уэббер
("Психоаналитик", "Дорогая Венди") и Элисон Пилл ("Харви Милк", сериал "На
лечении").

 

Кровь отменяется

Когда голливудские продюсеры решают, где будет сниматься дорогостоящая
картина, они часто начинают с вопроса, нельзя ли организовать съемки в Канаде.
Даже если действие развивается в легко узнаваемых городах вроде Нью-Йорка. В
случае "Скотта", однако, обсуждения не понадобилось, поскольку герои комикса
живут в Торонто и крупнейший канадский город в кои-то веки смог сыграть сам
себя. Интересно, переживают ли канадцы из-за того, что герои голливудских лент
реже приезжают в их страну, чем, например, в Прагу (куда регулярно переносится
действие шпионских боевиков)? Если да, то они наверняка работали над
"Пилигримом" с удвоенным энтузиазмом.

Кто точно работал с энтузиазмом, так это ведущие актеры "Скотта". Во-первых,
как уже говорилось, для многих из них картина – важный карьерный шанс показать
себя публике не в артхаусной драме и не в шаблонной комедийной роли. Во-вторых,
как в каждом заслуживающем уважения режиссере живет желание поставить эпик с
тысячами статистов, так и каждый достойный актер мечтает о трюковом кино.
Особенно если играет только в малобюджетниках. Поэтому подготовку для участия в
экшен-сценах прошли даже те звезды, кому не надо было драться на экране. Киран
Калкин, например, навострился во владении мечом и "сделал" коллег на
импровизированном фехтовальном турнире.

Научить всех актеров драться было важно, поскольку в "Скотте", в отличие от
супергеройских лент, почти нет персонажей в масках. Поэтому Райт не мог передать
большую часть экшена каскадерам, и звездам фильма пришлось выполнить многие
трюки, возложенные на них сценарием. Кроме, разумеется, самых опасных. Труднее
всего, разумеется, пришлось Майклу Сера, ранее не снимавшемуся в экшене, но, по
свидетельству очевидцев, он смотрелся в неожиданной для себя роли намного лучше,
чем можно было ожидать от парня из "SuperПерцев".

Другое дело, что насилие в "Скотте" совсем не такое, как в недавней и идейно
схожей ленте "Пипец". Если Мэттью Вон сделал картину максимально брутальной, то
Райт стремился воссоздать атмосферу подростковых боевиков. То есть много юмора,
много физически невозможных трюков, но никакой крови и "расчлененки", никаких
выбитых зубов и даже больших синяков. Кого-то это может разочаровать, но
согласитесь, что романтическая комедия и фонтаны крови плохо сочетаются. К тому
же смысл боев "Скотта" не в том, чтобы кого-то жестоко убить, а в том, чтобы
выяснить отношения и доказать, что Пилигрим – настоящий герой.

В числе первых, кто увидел монтажную версию фильма, были те, кого Universal
могла бы пригласить в качестве режиссера, и лента понравилась всем троим –
Кевину Смиту, Квентину Тарантино и Джейсону Рейтмену. Хотя, конечно, голливудцы
в такой ситуации редко критикуют коллег, и настоящее испытание ждет "Скотта" в
прокате. Когда, в частности, выяснится, что больше нравится зрителям –
садистский "Пипец" или лиричный "Пилигрим". На наш взгляд, этот бой будет еще
интереснее, чем поединки в обеих картинах, так как от его исхода может многое
зависеть в дальнейшей истории комикс-экранизаций.

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии