Жизнь IT-сцены насыщена событиями – каждый день в разных уголках земного шара проходят различные конференции, выставки, форумы, презентации и так далее. Однако помимо этих важных и солидных мероприятий существуют и более неформальные (но не менее интересные) ивенты: всевозможные лан- и демопати, хакерские слеты и другие, отличные по названию, но сходные по содержанию собрания. Увы, лишь малый процент этих клевых мероприятий базируется в России, но такие есть! Ежегодный компьютерный фестиваль Chaos Constructions – яркий пример того, что русский андеграунд тоже умеет зажигать.

 

Истоки

Прошел год с тех пор, как мы рассказывали тебе о Chaos Constructions 2009, и мы решили не прерывать эту славную традицию, заглянув на фестиваль и в этом, в некотором роде юбилейном для него, году.

Дело в том, что история CC уходит корнями в далекий 1995 – именно тогда на просторах постсоветского пространства зародилась едва ли не первая демопати ENLiGHT, прародитель нынешнего Chaos Constructions. ENLiGHT являл собой демопати в самом классическом понимании этого слова – все основное действо на фестивале крутилось вокруг демосцены, то есть самих работ и персон демомейкеров. Как не сложно догадаться, в те годы ивент, мягко выражаясь, не был массовым и собирал, по самым смелым подсчетам, сотню-другую человек.
Массовость мероприятия росла прямо пропорционально тому, как быстро у народа возрастал интерес к компам, консолям, программируемым калькуляторам и прочим железкам. Чем больше появлялось энтузиастов, интересующихся таким нетривиальным видом искусства, как демосцена, тем прочнее укреплялись позиции фестиваля. В этом смысле будущему CC повезло – в конце 90-х, начале 2000-х, демосцена как раз находилась в самом расцвете сил, так что фестиваль появился очень вовремя, сумел поймать волну и сплотил под своим крылом заинтересованных лиц со всей страны и ближнего зарубежья. В 1999 фестиваль был официально переименован в Chaos Constructions и за ним окончательно закрепился статус ежегодного.

От формата классической демопати CC отошел сравнительно недавно – только в 2006 году. Организаторы, так сказать, уловили тренд и заметили, что приходящие на фестиваль люди интересуются отнюдь не только демосценой, но и информационной безопасностью, моддингом, играми, железом во всех его проявлениях и множеством других вещей. CC изменился, следуя за духом времени – появились новые стенды и конкурсы, что закономерно привлекло к фесту еще больше людей. Это позволило Chaos Constructions не просто «остаться на плаву», но и продолжить удерживать позиции одной из крупнейших и известнейших демопати (а ныне – просто «компьютерного фестиваля») в России.

Но вернемся к мысли, обозначенной чуть выше – почему же мы назвали CC'10 отчасти юбилейным? С момента первого ENLiGHT, как не трудно подсчитать, прошло ровно 15 лет, однако за это время набралась пара лет, во время которых фест не проводился. Таким образом, этот Chaos Constructions является не 15-м, как должен был быть, а лишь 13-м по счету. С одной стороны – 15 лет со времен первого ENLiGHT, с другой стороны – пока лишь чертова дюжина.

Здесь же, во вступлении, стоит уделить пару слов и самой демосцене. Да, мы вполне допускаем мысль, что ты незнаком с этим понятием, и вот почему: к сожалению, пик интереса к демосцене, пришедшийся на начало «нулевых» годов, остался позади, интерес схлынул. На сегодня пациент, конечно, скорее жив, чем мертв, однако интересуются демосценой весьма узкие круги.

Итак, что же это такое? По сути, демосцена – форма искусства, разумеется, компьютерного. К демосцене относят и трекерную музыку, и многочисленные подвиды интро и демо, и ANSI- и ASCII-арт, и даже пиксельную графику. Объектом искусства здесь, чаще всего, выступает программа, создаваемая демомейкером. Фишка в том, что автору зачастую нужно воплотить в жизнь некие аудиовизуальные образы, при этом поставив себя в очень жесткие рамки – он может быть ограничен, к примеру, размером демки или производительностью процессора старичка ZX Spectrum, на котором выполняется прога. А порой и всем сразу. На выходе получается безумный сплав из креатива, программирования и хакерства (в исконном понимании этого слова).

В наше время многоядерных процессоров и широкополосного интернета, когда мощности исчисляются гигабайтами и гигагерцами, энтузиастов, готовых колдовать над созданием 64k Intro или 512b Intro, прямо скажем, немного. В некотором роде, пропал стимул. Если раньше, когда компы не были столь мощны и доступны, у людей возникало желание ковыряться и разбираться с ними (хотя бы для того, чтобы чертова железка стала работать хоть чуточку быстрее!), то сегодня это уже, вроде бы, и ни к чему.

Впрочем, крупнейшее на планете финское демопати Assembly продолжает ежегодно собирать тысячи энтузиастов со всего мира, а это явно свидетельствует о том, что хоронить демосцену пока более чем преждевременно :).

 

Компо

Безумная жара лета 2010 не остановила сотни гиков от приезда в Санкт-Петербург и посещения Chaos Constructions, тем более что к 28-29 августа градус уже существенно спал, а фестиваль в этом году перебрался в более уютное помещение рекламно-выставочного комплекса Стачек 47.

Как и в прошлые годы CC был рад предложить своим посетителям не только уникальную атмосферу и возможность познакомиться и пообщаться с интересными людьми, но и кучу самых разных конкурсов, как риалтаймовых, так и тех, к которым нужно было готовиться заранее.

Хотя CC уже и нельзя назвать чистой демо-вечеринкой, краеугольным камнем фестиваля по сей день является именно демосцена, в связи с чем ей было уделено немало внимания. На CC'10 состоялся уже традиционный показ работ, подготовленных и присланных участниками заранее (привычные для посетителей и конкурсантов Combined 64k Intro, Combined 4k Intro, Combined Demo, ZX Spectrum 640k Demo, Combined Tiny MP3 Music, Oldschool Tiny Music и т.д.), также были проведены риалтаймовые компо вроде ZX Spectrum Graphics и ZX Spectrum Coding. Победителей конкурсов на CC путем голосования определяют сами посетители феста (однако в некоторых конкурсах оргкомитет все же оставляет решение за собой), так что голосование за лучшие работы происходило прямо на месте, «не отходя от кассы».

Да не обидятся на нас призеры, но перечислять здесь их имена и описывать в красках каждое их детище мы не станем. Графические работы вообще довольно проблематично облечь в слова – их просто нужно видеть, равно как музыкальные работы – слышать. В противном случае может получиться как в том анекдоте: «Мне Рабинович напел». Приобщиться к прекрасному лично традиционно можно и нужно на сайте фестиваля – http://party10.cc.org.ru. На FTP и HTTP CC'10 уже залили большую часть конкурсных творений.

В целом, если сравнивать с предыдущим годом, в конкурсной программе Chaos Constructions 2010 различных компо стало больше почти на десяток (в общей сложности – более 40). В частности, увеличилось число конкурсов, проходящих непосредственно на фестивале, предварительной подготовки для которых не требовалось. Найти состязание себе по душе, пожалуй, смог каждый посетитель, и не важно, участвовал он в нем или просто наблюдал и болел.

Говоря о приросте количества риалтаймовых конкурсов, нельзя не сказать и о некоторых изменениях в правилах их проведения. Все предыдущие годы на CC для проходящих прямо на фестивале компо выделялись специальные машины, на которых был установлен одинаковый софт с одинаковыми плагинами и мульками, что уравнивало участников состязаний в шансах. Упросить организаторов, например, «пустить порисовать на своем ноутбуке» было практически невозможно, и, в общем-то, это было верным решением: домашние заготовки могут стать серьезным читом в конкурсах типа Real-time Graphics или Real-time Music. В этом году, однако, машин для риалтаймовых конкурсов не было, участникам предлагалось работать на своих собственных ноутбуках (как это вы не принесли с собой ноутбук?!). Увы, такая ситуация сложилась по причине некоторой дискоординации в организаторском составе фестиваля и весьма скромного бюджета. Впрочем, в этом году вообще до последнего момента сохранялась вероятность, что фестиваль не состоится. Справедливости ради напомним, что Chaos Constructions – мероприятие некоммерческое, спонсоры и так делают очень многое, так что здесь сложно кого-то винить, тем более, что орги сами признают свои ошибки и вовсе им не рады. Как бы то ни было, в основном публика действительно приходила на CC со своими ноутбуками, планшетами, фотоаппаратами и т.д., так что особого дискомфорта изменения в правилах ни у кого не вызвали.

Логично сочеталось это нововведение и с еще одним новшеством – ряд конкурсов был доступен не только посетителям фестиваля, но и людям, наблюдавшим за CC'10 онлайн. Как ты понимаешь, проконтролировать последних и вовсе не было никакой возможности, так что в итоге все оказались примерно равны и довольны.

Игровая зона, еще в прошлом году доказавшая, что интерес к ней есть и немалый, в этот раз существенно расширилась и обзавелась собственной конкурсной программой. Геймеров-олдскульщиков порадовали проведением чемпионата по Mortal Combat, плюс желающие могли попробовать поставить рекорд в легендарных «Танках» (Battle City) на Dendy. Современные игры тоже не были обделены вниманием – можно было померяться силами в Starcraft 2, поучаствовать в музыкальной битве Guitar Hero 5 на большом экране, или понаблюдать за командным чемпионатом Quake 3 CTF.

Электронщикам был предложен целый спектр конкурсов, от баловства типа сборки компьютера на время (лучший результат первого дня, кстати, составил целых 7 минут 34 секунды!) или обжимки кабеля Ethernet на скорость, до загадочных компо вроде «Радиомонтажного ART'а» – конкурса на самую оригинальную инсталляцию из радиодеталей.

Хак-зона тоже цвела и пахла, равно как и зона игровая, но о ежегодной зубодробильной забаве по имени Hack-Quest тебе развернуто расскажет на соседних страницах ][ сам ее организатор (и, по его собственному признанию, «крестная мать «Хак-квеста») – Toxa. Мы же заметим, что было как всегда круто, и с заданием не справился никто :).
Казуалы, которые год за годом упорно продолжают приходить на фестиваль (интересно, что они там ищут?), могли развлечь себя участием в компо, не требующих никакой специальной подготовки и особых талантов. К таким видам развлечений можно отнести, к примеру, уже ставшие традицией Кибергородки, Метание HDD и Real-time Photo.

 

Вне конкурса

Помимо живого общения и состязаний всех мастей CC, это также интересные семинары, стенды и, конечно, уже ставшая отличительной особенностью ивента выставка раритетного, исторического и необычного железа.

Семинаров в этом году в программе CC было столько (16 штук), что, по признанию организаторов, если бы два из них случайно не отменились за день до фестиваля, то все они попросту не уместились бы в расписании, и часть выступлений проходила бы ночью :). Этот год в частности порадовал хорошими докладами из области информационной безопасности, которые, в общем-то, было бы не стыдно представить и на маститых западных мероприятиях. Но обсуждали на Chaos Constructions 2010, конечно, не только ИБ, а самые разные вещи: от уязвимостей в SDRF и нового направления open source разработок, Open Source Hardware, до азов проектирования и составления алгоритмов работы роботов. Полный список презентаций можно найти по адресу http://party10.cc.org.ru/seminar.php, на этой же странице есть ссылки на видеозаписи, так что если какие-то из семинаров тебя заинтересуют – можно посмотреть и послушать.

Что до интересных железок – в этом году экспозиция была скромнее, нежели в прошлом, но все же, чего там только не было! Каждый год «железная» часть фестиваля интересна по-своему, ведь формируется она энтузиастами, предоставляющими интересные машины из собственных закромов, в силу чего техника на CC год от года разная. Железо было представлено как «россыпью» – в виде отдельных плат и микросхем, так и в виде древних, но работающих машин, за которыми можно было посидеть, почувствовав дух того времени. Экспозицию техники на CC можно изучать часами, общаясь с хозяевами экспонатов, читая сопроводительные таблички и приобщаясь к олдскулу, или, напротив, к нестандартным модерновым решениям. Где еще ты найдешь в одном месте работающую BBS, сможешь поработать в MSX-DOS, MS-DOS или MacOS, и собственными руками пощупаешь Atari XE Game System или Amiga 600? Прибавим к этому еще и интересные самодельные девайсы вроде jukni (устройство для отслеживания движений головы) или оригинального электронного календаря, и получим неподражаемую картину. Такое действительно нужно видеть и, конечно же, щупать!

Еще одним интересным новшеством, на которое организаторами в этом году было потрачено море сил и времени, стало онлайновое вещание всего происходящего на Chaos Constructions в Сеть. Да-да, все, как у взрослых, настоящая интернет-трансляция – операторы с камерами, куча аппаратуры и возможность наблюдать за фестом в режиме онлайн. И интересен не только сам факт трансляции, но и то, как она была реализована. Об этом подробно, в деталях рассказал в своем блоге один из столпов фестиваля, EasyJohn. Найти его рассказ можно по адресу http://easyjohn.livejournal.com/164192.html. Да, первый блин, возможно, вышел немного комом, были определенные недочеты и трудности, но, читая рассказ EasyJohn'а, проникаешься огромным уважением к людям, которые способны своими силами менее чем за месяц и фактически с нуля организовать такое, имея на руках весьма скромную сумму денег. Речь, конечно, не только о трансляции, но и обо всем фестивале в целом. Респект вам, Александр Калмыков (3yM), Всеволод Потапов (random), Евгений Барбашин (oldayn) и другие члены оргкомитета, вы год от года делаете огромное дело и не устаете нас радовать!

Кстати, ремастер-версия отснятого на фестивале материала уже лежит в Сети, так что «побывать на CC» можно и задним числом, для этого достаточно перейти по ссылке http://party10.cc.org.ru/online.php. Практически все ключевые события ивента там запечатлены.

 

Календарь

После прочтения отчетов об интересных ивентах всегда хочется сорваться с места и немедленно бежать, ехать, лететь на ближайшее похожее мероприятие. Увы, многие громкие события вроде BlackHat, Assebly, Hackers on Planet Earth, DEFCON и т.д. проходят летом, так что в их отношении поезд уже ушел. Однако желание посетить интересный ивент видится нам не самым плохим и бесполезным, поэтому для твоего удобства мы приводим календарь наиболее ярких и крупных ивентов на осень-зиму 2010. В холодное время года жизнь IT-сцены отнюдь не замерзает.

 

Hack In The Box

  • Когда: 13-14 октября
  • Где: Куала-Лумпур, Малайзия

Мы частенько упоминаем HITB на страницах ][, например, в прошлом номере Александр Поляков делился с тобой своими впечатлениями и рассказывал о том, что происходило этим летом на Hack In The Box в Амстердаме. Но HITB – мероприятие крупно, и зачастую конфа проводится не один раз в год. 2010 год исключением не стал – помимо европейского летнего «хака в коробке» будет и осенний, который традиционно пройдет в Малайзии (HITB – все же крупнейшая в Азии конференция). Начнется все с тренингов, которые состоятся в начале октября, а продолжится самой конференцией и полноценным хак-фестивалем в лучших олдскульных традициях. Среди спикеров значатся Денис Маслеников (Kaspersy Lab), Микко Хиппонен (ISC), Пол Викси (ISC) и другие светила IT-безопасности.

 

SecTor

  • Когда: 26-27 октября
  • Где: Торонто, Канада
  • Сайт: http://www.sector.ca

По ту сторону океана тоже есть жизнь, и есть IT-сцена, которой нужно где-то собираться. Канадский SecTor – конференция ежегодная, с хорошим «послужным списком». Сайт ивента каждый год радует объявлением, что на мероприятии будут рады видеть не только именитых деятелей (которые SecTor с радостью посещают), но и прочих «темных гениев» компьютерных искусств. В виду географического положения конфа в основном привлекает спикеров из США и Канады, хотя европейские гости здесь не редкость. Краеугольный камень мероприятия – информационная безопасность.

 

DeepSec

  • Когда: 23-26 ноября
  • Где: Вена, Австрия
  • Сайт: https://deepsec.net

Еще одна европейская конференция, каждый год собирающаяся, чтобы обсудить различные аспекты IT-безопасности. DeepSec объединяет под своим крылом и представителей правительственных структур, и ученых, и ведущих мировых специалистов, и хакерский андеграунд. В этом году среди спикеров будут представители McAfee, Intel, ведущих университетов Европы и многие другие. Не обойдется и без участия наших соотечественников, Александра Полякова (Digital Security) и Макса Гончарова (TREND MICRO Inc). Доклады планируются самые разные, от общих презентаций, например, о будущем социального инжиниринга, до конкретных вещей, вроде проблем с безопасностью в клиентских приложениях системы SAP.

 

DreamHack

Одна из крупнейших лан-пати не только по эту сторону океана, но и на всем нашем голубом шарике. Зародился ивент в начале 90-х, и начиналось все очень скромно – группа ребят начала собираться в подвале родной школы, развлекая себя и друзей красотами демосцены. Через пару лет пати переросла школьный подвал и вышла на свет, став одним из крупнейших в Европе мероприятий такого рода. На сегодня DreamHack, как и наш Chaos Conctractions, отошел от формата чистой демопати, развившись в полноценный компьютерный фестиваль с игровыми, хакерскими, «железными» и сценерскими конкурсами, выставкой и кучей всего. В 2007 году фест установил мировой рекорд и был занесен в Книгу рекордов Гиннеса: 10.554 компьютеров и 11.060 посетителей почтили его своим присутствием. Как ты понимаешь, такое количество людей вряд ли ежегодно ездит в Швецию просто так, DreamHack действительно потрясающе разнообразен, интересен и на него ориентируются десятки более мелких лан-пати по всему миру.

 

HackFest

Если читая о SecTor, ты подумал, что в Канаде проводятся только серьезные, официальные мероприятия, можем тебя заверить, что это не так, и небольшой HackFest – яркий тому пример. Ивент проходит ежегодно и носит постоянный статус двуязычного – основные языки конференции английский и французский. Здесь разговаривают об информационной безопасности, читают доклады, проводят (платные) тренинги и устраивают хакерские конкурсы от самых простых до зубодробильных. HackFest рассчитан на широкую аудиторию, так что здесь будет интересно и хардкорному хакеру, и студенту, и признанному специалисту.

 

Chaos Communication Congress

  • Когда: 27-30 декабря
  • Где: Берлин, Германия
  • Сайт: http://www.ccc.de

Очень старая, проверенная временем конференция, которую проводят аж с 1984 года. В роли родителей мероприятия, как не трудно догадаться, выступает известное германское хак-комьюнити Chaos Computer Club. Ежегодно ивент собирает несколько тысяч человек со всей планеты, среди которых присутствуют и представители хак-сцены всех «цветов», и разработчики ПО, и спецы по безопасности, и другие интересные кадры. Программа еще уточняется, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что неинтересно на CCC быть просто не может.

 

Lanwar

Одна из крупнейших лан-пати на территории США, проводится уже больше 10 лет (с 1998 года). Уверенно держит марку ежегодного съезда профессиональных геймеров всея Америки. Да, Lanwar – мероприятие больше геймерское, нежели хакерское, но погоди презрительно кривиться. Ты хоть раз был на огромном слете геймеров? Поверь, это отнюдь не скучно и мало похоже на унылые мероприятия типа нашего «Игромира». Атмосфера веселого безумия, огромное количество конкурсов (в том числе и просто «for fun»), море людей, красочные мультимедийные шоу и многое, многое другое. Словом, если представится возможность заглянуть на Lanwar, пренебрегать ею явно не стоит.

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии