Задолго до "Матрицы", задолго до "Истории игрушек", задолго до того, как
оперативная память начала измеряться гигабайтами, студия Disney создала "Трон"
– первый в мире фильм с активным использованием компьютерной графики и
действием, развивающимся в виртуальной реальности. Теперь, 28 лет спустя, авторы
этой культовой картины сняли ее сиквел "Трон: Наследие 3D" и предоставили
нам повод рассказать историю двух "Тронов", классического и нынешнего.

 

Атомный зачин

Как это ни удивительно, "Трон" зародился на свалке ядерных отходов. В
середине 1960-х инженерная компания MAGI по заказу правительства США
моделировала последствия утечек радиации. Разработав математическую модель,
описывающую разлет и отражение радиационных частиц, сотрудники MAGI сообразили,
что их наработки можно использовать для моделирования лучей света – и,
соответственно, для создания реалистичных изображений на экране компьютера.

В конце 1960-х компьютерная графика только начала развиваться и коммерческого
спроса на нее почти не было, однако в следующем десятилетии свежеиспеченная
индустрия стала стремительно набирать обороты. Так, в 1973-м аспирант Эдвин
Катмулл, будущий основатель студии Pixar, создал анимированное на компьютере
изображение своей левой руки, и три года спустя эти кадры были использованы в
фантастической ленте "Мир будущего". MAGI, в свою очередь, к тому времени уже
начала поставлять компьютерные фрагменты для рекламы технических корпораций.

1976-й был не только годом премьеры "Мира будущего", но и годом, когда
независимый аниматор Стивен Лисбергер познакомился с творчеством MAGI и впервые
в жизни сыграл в компьютерную игру (это был Pong, в 1975-м перебравшийся с
уличных аркад на домашние приставки). Несмотря на всю их тогдашнюю
примитивность, новые технологии столь впечатлили Лисбергера, что он решил во что
бы то ни стало создать полнометражную картину о приключениях внутри компьютерной
игры.

Перебравшись из Бостона в Калифорнию, поближе к Голливуду и Силиконовой
долине, Лисбергер начал искать партнеров и подрядчиков для работы над фильмом,
изначально задуманным как компьютерно-анимационная лента с "актерскими" прологом
и эпилогом. Однако чем глубже режиссер постигал компьютерные технологии, тем
яснее ему становилось, что, во-первых, в мире в то время не было компаний,
способных за приемлемое время рассчитать полтора часа компьютерной графики, а
во-вторых, Лисбергер и его напарник-продюсер Дональд Кушнер не могли
организовать и оплатить подобный проект без привлечения голливудских гигантов.

Правда, у Лисбергера был туз в рукаве. Он рассчитывал нажиться на
"традиционном" мультфильме "Олимпийские игры животных", в создании которого
участвовали будущий режиссер "Короля-льва" Роджер Аллерси и будущий создатель "Суперсемейки"
Брэд Берд. Однако после вторжения СССР в Афганистан США отказались участвовать в
московской Олимпиаде-80, и приуроченный к состязанию фильм Лисбергера заработал
в Америке куда меньше, чем предполагалось.

После этой неудачи Лисбергеру и Кушнеру оставалось только отправиться на
поклон к ведущим студиям и предложить им вложиться в "Трон". Параллельно
Лисбергер придумал технологию, использующую аналоговые приемы для имитации
"компьютерного" визуального стиля. Хотя этот метод требовал сложной и трудоемкой
покадровой обработки пленки, он все равно был дешевле, чем доступная в то время
компьютерная анимация. Кроме того, он позволял добавлять рисованные подложки к
съемкам актеров, чего компьютерщики в то время не умели (они этому научились,
когда половина "Трона" уже была отснята).

 

"Тронутые"

Безуспешно предложив "Трон" студиям Warner, MGM и Columbia, Лисбергер
обратился к диснеевцам, и те заинтересовались неожиданным проектом. Дело в том,
что в то время из Walt Disney начали уходить аниматоры, разочарованные
недостаточным вниманием, которое студия уделяла созданию новых мультфильмов.
"Предателей" надо было кем-то заменить, и компьютерщики показались боссам
корпорации достойной альтернативой. Благо, что рынок видеоигр в начале 1980-х
буквально взорвался, и самые популярные игры (например, Pac-Man) стали
зарабатывать больше самых успешных фильмов.

После того как Лисбергер продемонстрировал нанимателям тестовый фрагмент с
одновременным использованием компьютерной графики, съемок актера и рисованной
анимации, а также согласился внести в сюжет и раскадровки предложенные
диснеевцами правки, ему предоставили существенную свободу в дальнейшей работе
над лентой. Естественно, старожилы студии были не в восторге от того, что на их
вотчину покушается "варяг", да еще и предавший карандашное прошлое ради
компьютерных экспериментов, но если бы Лисбергер нуждался в одобрении
диснеевских авторитетов, он бы с самого начала пришел работать на студию, а не
пытался преуспеть как вольный постановщик.

В окончательной версии сценария "Трона" главным героем был программист
Кевин Флинн, уволившийся из концерна ENCOM после того, как его конкурент Эд
Диллинджер выдал за свои разработки несколько игр Флинна и получил повышение по
службе. Не сумев доказать обман, Флинн коротал время за собственными играми и
бесплодными попытками найти улики против Диллинджера в сети ENCOM. Пока,
наконец, бывшая девушка Кевина Лора и ее новый парень Алан, также сотрудники
ENCOM, не предложили парню тайком проникнуть в здание фирмы и взломать ее
компьютерную защиту. Приняв помощь друзей, Флинн не подозревал, что в ENCOM уже
давно распоряжаются не люди, а программа MCP (Master Control Program –
"управляющая программа"), созданная одним из основателей корпорации и
эволюционировавшая в зловещий компьютерный разум. Поэтому, как только хакер
попытался обойти защиту MCP, он был оцифрован (с помощью прибора для
телепортации) и перенесен во внутреннюю сеть ENCOM. Где прихвостни MCP
попытались сделать из него виртуального гладиатора, сражающегося с порабощенными
"Хозяином" программами. Однако Флинн вырвался на свободу и вместе с созданными
Аланом и Лорой программами "Трон" и "Йори" отправился сражаться с тиранией MCP.

Чтобы создать на киноэкране виртуальный мир, Лисбергер привлек сразу трех
ведущих дизайнеров – французского художника комиксов Жана Жиро (он же Мебиус),
индустриального футуриста Сида Мида (параллельно работавшего над "Бегущим по
лезвию") и иллюстратора рекламы Питера Ллойда. Первый отвечал за костюмы и
декорации, второй – за виртуальную технику, третий занимался фонами. Впрочем,
это разделение было условным, поскольку дизайнеры не раз решали чужие задачи и
позволяли режиссеру выбрать лучший вариант.

За разработку 20 минут компьютерной анимации, использованной в "Троне",
отвечали сразу четыре студии – как потому, что ни одна из них не была достаточно
велика для столь сложного проекта, так и потому, что каждая специализировалась
на определенном типе изображений. Например, MAGI умела быстро анимировать
объекты, составленные из базовых геометрических фигур, а потому этой студии была
поручена угловатая техника "Трона" (мотоциклы, танки и летающие роботы).

Потратив большую часть 17-миллионного бюджета на спецэффекты, Лисбергер не
стал особенно вкладываться в исполнителей и нанял всего одну полноправную звезду
– Джеффа Бриджеса, к тому времени сыгравшего в ремейке "Кинг Конга" и
заработавшего две номинации на "Оскар". Естественно, Бриджес изображал Флинна.
Алана и Трона сыграл Брюс Бокслейтнер (будущий капитан "Вавилона-5"), Лору и
Йори – Синди Морган ("Гольф-клуб"), всех основных злодеев картины взял на себя
британец Дэвид Уорнер ("Железный крест", "Из века в век", "Титаник"), а одну из
ролей второго плана исполнил Питер Юрасик, еще один будущий обитатель
"Вавилона-5".

Хотя "Трон" был экспериментальным проектом, компания Disney надеялась
получить суперхит и была разочарована, когда картина заработала в прокате 33
миллиона долларов – в десять раз меньше, чем вышедший в том же 1982 году
"Инопланетянин". Впрочем, студии вряд ли стоило ждать большего от ленты, где
радикальные концепции соседствовали с третьесортным копированием "Звездных
войн", персонажи были скучными и картонными, а пересыпанные компьютерными
терминами диалоги ставили в тупик непосвященных зрителей. Показательно, что
основанные на "Троне" видеоигры принесли больший доход, чем картина, – и,
вероятно, заработали бы еще больше, если бы 1983 год не стал годом кризиса
видеоигровой индустрии.

 

Ручная графика

Хотя первый "Трон" более всего известен активным использованием
компьютерной графики, большая часть графических эффектов ленты создавалась
несколькими сотнями художников и художниц из тайваньской анимационной студии
Cuckoo’s Nest, которая начиная с конца 1970-х была субподрядчиком многих
западных компаний. Подчиненные Джеймса Ванга приложили свои кисти к таким
разным проектам, как "Астерикс и викинги", "Храбрый маленький тостер", "Том
и Джерри в кино", а также ко многим диснеевским сериалам,
демонстрировавшимся по российскому телевидению.

 

Возвращение "Тронутых"

Главный вывод из эксперимента с "Троном" состоял в том, что лента
опередила свое время. Массовый зритель, только начавший осваиваться в мире
компьютеров, был не готов такое кино смотреть, сценаристы толком не знали, как
такие фильмы придумывать (ключевой киберпанковский роман Уильяма Гибсона "Нейромант"
вышел лишь в 1984 году), а студии компьютерной графики еще не могли заменить
людей с карандашами и красками. С другой стороны, именно поэтому "Трон"
стал культовым в компьютерной среде и оказал влияние на многих из тех, кто
позднее стали столпами индустрии. В том числе на диснеевского аниматора Джона
Лэсситера, будущего лидера Pixar.

По мере того как "Трон" превращался из эксперимента в классику,
Лисбергер, прочие опыты которого в кино оказались еще менее удачными, все
активнее лоббировал создание сиквела. Одно время речь даже шла о том, чтобы
поручить проект Pixar. Однако, обжегшись на молоке, диснеевцы дули на воду и
довольствовались финансированием выпущенной в 2003 году видеоигры Tron 2.0,
главным героем которой был сын Алана Джет.

Как и предсказывали пессимисты, Tron 2.0 покорила сердца фанатов фильма и
игровых критиков, однако продавалась не слишком успешно. Тем не менее она
напомнила тем, кто уже успел об этом забыть, о существовании "Трона", и
диснеевцы решили, что им все-таки стоит вложиться в сиквел, задействовать все
новейшие кинотехнологии и надеяться, что ностальгия по 1980-м в сочетании с
3D-картинкой и киберпанковским сюжетом сделает второй "Трон" тем хитом,
которым не стала первая лента.

Разумеется, Лисбергер получил пост продюсера новой картины и принял участие в
написании ее сценария (вместе с продюсерами и сценаристами сериала "Остаться в
живых" Адамом Хоровицем и Эдвардом Кицисом). Однако, сняв свой последний фильм
"Поток" в 1989 году, Лисбергер не чувствовал себя в силах поставить второй "Трон".
К тому же он не хотел состязаться с самим собой, а потому был готов доверить
картину молодому и амбициозному новичку – такому, каким он сам был когда-то.
Этим новичком стал нанятый в 2007 году 33-летний Джозеф Косински. Архитектор по
образованию, он еще в университете осознал, что компьютерная анимация
увлекательнее, чем конструирование сортиров. Поэтому Косински сосредоточился на
создании рекламы и стал очевидным кандидатом на пост режиссера второго "Трона",
когда придумал несколько поэтичных роликов для игровых сериалов Gears of War и
Halo. Впрочем, работу в "Троне: Наследие" он получил лишь после того, как
представил студии тестовый фрагмент, передающий его видение будущей постановки.
В 2008 году этот фрагмент был превращен в трейлер и представлен публике на
фестивале Comic-Con, чтобы фэны знали, что их ждет, и заранее копили деньги на
билеты, видео релизы и мерчандайз картины.

 

Чувак INSIDE

Если создатели Tron 2.0 довольствовались приглашением Бокслейтнера и Морган
для озвучания игры, то авторы киносиквела решили, что без Бриджеса не обойдутся.
В свою очередь, звезда "Большого Лебовски" быстро согласился вернуться в проект,
хотя и понимал, что на сей раз будет играть вторую скрипку, поскольку главным
героем фильма стал взрослый сын Кевина Сэм, пытающийся разыскать отца в сети
ENCOM, где Флинн-старший сгинул в конце 1980-х. Эта роль досталась Гаррету
Хедлунду, ранее снявшемуся в "Трое", "Эрагоне", "Четырех братьях" и "Крутой
Джорджии". Не занимающийся ничем по-настоящему интересным со времен Tron 2.0
Бокслейтнер также присоединился к команде "Наследия" и сыграл Алана и Трона. А
вот от приглашения Синди Морган продюсеры отказались, решив, что картина не
нуждается ни в жене Алана, ни в ее компьютерной версии, ни в красоте Морган.
Хотя актриса все еще отлично выглядит, зачем ее приглашать, если можно нанять
Оливию Уайлд? Восходящая звезда Голливуда и героиня сериала "Доктор Хаус"
получила роль воинственной программы по имени Куорра, помогающей Сэму освоиться
в компьютерном мире.

Также на работу в "Наследии" были приглашены уэльский актер Майкл Шин (киносериал
"Другой мир"), фотомодель Бо Гарретт, игравшая вместе с Уайлд в "Туристаc", и
англичанин Джеймс Фрейн (Томас Кромвель из сериала "Тюдоры"). Первый сыграл
владельца клуба в компьютерном мире, вторая – распорядительницу арсенала, а
третий – "правую руку" главного злодея картины.

Но кто же сыграл злодея? Это был один из главных сюрпризов картины, который,
впрочем, был раскрыт задолго до премьеры. Злодеем фильма стал Клю, программный
аватар Кевина Флинна. Соответственно, озвучил этого персонажа Бриджес, а сыграл
его созданный компьютерщиками "человек", выглядящий как Джефф в молодости. Тот
же эффект недавно применялся в третьей серии "Людей Икс", где омолаживали
Патрика Стюарта и Йена Маккеллена.

 

Привет из прошлого

Несмотря на все разговоры о конкуренции виртуальных актеров с реальными,
воз пока что и ныне там. Конечно, если вам нужен Нави, придется идти на
поклон к компьютерщикам. Но если требуется человек, то проще нанять
неизвестного актера (как это сделал Кэмерон в "Аватаре"), чем пытаться
нарисовать нужного парня с нуля. Слишком уж это сложно и дорого – и никакой
гарантии, что компьютерный актер понравится зрителям.

Но то неизвестный актер. А если, как в фильме "Трон: Наследие»,
создать с помощью компьютеров омоложенную копию исполнителя? Или если
использовать кадры из старых фильмов, чтобы возродить звезд прошлого? Кто бы
отказался увидеть продолжение "Звездных войн», в котором действуют молодые
Люк, Хан и Лея, а не нынешние Хэмилл, Форд и Фишер? И как бы смотрелся
четвертый "Индиана Джонс», если бы сценаристам не надо было вносить поправки
на возраст Форда? А сколько постановщиков романтических комедий отказались
бы от возможности "пригласить" Мэри лин Монро или Одри Хепберн? Конечно,
омоложенный Бриджес в "Наследии" не столь реалистичен, чтобы спокойно
сыграть в сиквеле "Короля-рыбака». Но вполне возможно, что уже в течение
ближайшего десятилетия мы увидим подобный проект. И я подозреваю, что Лукас
способен воссоздать троицу из "Звездных войн" – учитывая его патологическую
любовь к изменению и переизданию трилогии.

С другой стороны, я сильно сомневаюсь, что использование звезд прошлого
пойдет дальше отдельных художественных экспериментов и дорогостоящих
сиквелов сверхпопулярных сериалов. Прежде всего, потому что звезды перестали
гарантировать успех блокбастеров, и "приглашение" виртуальных исполнителей
никак эту ситуацию не изменит. Во-вторых, существенная часть нынешнего
культа знаменитостей – это возможность узнать звезду за пределами съемочной
площадки. Будь то скандальная хроника или чинные интервью. Соответственно,
крупным медиакомпаниям выгоднее работать с реальными людьми, поскольку на
них можно больше заработать.

Наконец, в-третьих, зрители устают видеть одних и тех же исполнителей в
одних и тех же ролях. Меняются вкусы, меняется мода, сменяются поколения – и 
лица на экранах тоже должны меняться. В противном случае в кино наступит тот
же кризис, который давно бушует в мире супергеройских комиксов, много лет
пытавшихся продавать публике одних и тех же персонажей, и ныне пожинающих
плоды этого застоя.

Хотя это было не слишком лестное напоминание о возрасте Бриджеса, актер с
готовностью согласился на такую работу, поскольку ему было интересно изобразить
две версии самого себя. К тому же этот сюжетный ход нес существенную смысловую
нагрузку, как бы разделив Флинна на одержимого компьютерным миром хакера (а в
дальнейшем – сетевого тирана) и пожилого отца, внезапно осознавшего, как много
он упустил, когда лишился семьи из-за своей работы.

Поскольку Косински был одним из тех, кто влюбился в "Трон" еще
мальчишкой, увидев картину в кино, своей главной визуальной задачей режиссер
счел воссоздание и переосмысление мира ленты на новом техническом уровне. То
бишь оставить на месте классическую черно-белую картинку с яркими вспышками
красного, желтого и синего, но перерисовать роботов, машины и декорации с той
фотореалистичной детализацией, на которую способны современные графические
процессоры. И, конечно, добавить несколько новых механизмов и существенно
увеличить внутренний мир ENCOM.

Как некогда Лисбергер, Косински привлек к работе над "Наследием" нескольких
известных футуристов, включая немца Даниэля Симона, в прошлом концепт-дизайнера
концерна Volkswagen, работавшего над брэндами Bugatti и Lamborghini, а ныне
независимого художника, разрабатывающего машины будущего. Также над лентой
работал архитектор и график-концептуалист Давид Леви, ранее участвовавший в
создании игр Assassin’s Creed и Prince of Persia: The Two Thrones.

Поскольку картина разрабатывалась как объемное зрелище и снималась с
использованием трехмерных камер, Косински старался как можно чаще применять
реальные эффекты, чтобы "аватаровские" камеры отработали уплаченные за них
деньги. Так, светящиеся полосы на костюмах героев создавались не компьютерными
эффектами, а с помощью гибких нашивок из светодиодов. А поскольку таких костюмов
было почти полторы сотни и все они разрабатывались и шились специально для
фильма, то один только костюмный бюджет ленты был почти таким же, как полный
бюджет первого "Трона".

Всего на "Трон: Наследие" было потрачено почти 200 миллионов долларов
– рискованный шаг, учитывая прошлые коммерческие полуудачи "Трона".
Однако студия Disney верит в картину и даже разрабатывает ее телевизионное
продолжение, надеясь, что со второй попытки им должно повезти. Что ж, скоро мы
все узнаем, насколько обоснована эта вера и сколько денег может заработать "Трон"
в эпоху, когда компьютеры перестали быть экзотикой и стали неотъемлемой частью
жизни.

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии