Oculus Rift

Что: устройство, положившее начало буму VR
Кто: Facebook, Джон Кармак, Майкл Абраш
Когда: через несколько месяцев

oculusПо-хорошему, список современных шлемов виртуальной реальности можно было бы ограничить единственным пунктом: Oculus Rift. Не будь этого устройства, термин «виртуальная реальность» представлял бы интерес только для любителей ретро. Именно Oculus Rift поднял новую волну интереса к VR. И, в отличие от почти всех прочих устройств, которые упомянуты на этих страницах, он действительно существует. Не так уж трудно его достать, подключить к собственному компьютеру и проверить лично, заслуживает ли эта штуковина такой шумихи.

Oculus Rift с самого начала безумно везло. Кто бы мог подумать, что неказистые прототипы, которые мастерил калифорнийский первокурсник по имени Палмер Лаки, так далеко пойдут? Однако их каким-то чудом заметил легендарный игровой программист Джон Кармак. Ради кресла техдиректора Oculus VR он ушел из id Software, фирмы, которая принесла ему славу, — и началось.

Впрочем, до полного успеха еще далеко. В ходу всего несколько десятков тысяч экземпляров Oculus Rift, причем не той модели, которую обещают выпустить в продажу в 2015 году, а ранних и не вполне доведенных до ума версий, адресованных энтузиастам и разработчикам.

Project Morpheus

Что: аналог Oculus Rift для PlayStation 4
Кто: Sony
Когда: через год, если не больше

project-morpheusКрупные производители электроники — нервные создания, которые вечно боятся все пропустить. И для таких опасений есть почва. Разработка совершенно нового гаджета — долгий процесс, способный затянуться на годы. Чтобы реагировать на действия конкурентов быстро, а не с опозданием на год или два, нельзя ждать, пока те действительно что-то сделают. Нужно кидаться за ними, когда они даже не подозревают, что гонка уже началась. В Sony давно и безуспешно пытаются овладеть этим сомнительным искусством. Погоню за Oculus Rift эта компания начала почти четыре года назад. Прошлой весной производитель PlayStation объявил о существовании «Проекта Морфеус», а недавно продемонстрировал действующий — и неплохо — прототип виртуального шлема. И хотя репутация Sony не внушает оптимизма, есть вероятность, что именно Project Morpheus окажется самым опасным соперником Oculus. Во-первых, связи в индустрии игр и Голливуде снимают для Sony проблему нехватки контента для виртуальной реальности. Если этой компании понадобится контент — контент будет. Во-вторых, у Sony есть огромная аудитория — миллионы владельцев консолей PlayStation. Надо только правильно распорядиться этими преимуществами, и никакой Кармак не спасет конкурентов.

Vive

Что: VR-шлем, который разработали в Valve
Кто: HTC, Valve
Когда: в ноябре

htc-viveКомпания Valve, содержащая онлайновый сервис Steam, экспериментировала с виртуальной реальностью задолго до появления Oculus Rift, но результат этих опытов приобрел осязаемую форму лишь недавно. В начале марта HTC и Valve вместе продемонстрировали прототип шлема виртуальной реальности Vive. Valve в этом дуэте отвечает за техническую часть, HTC же занимается производственными вопросами. Перед использованием Vive по углам комнаты нужно расставить кубы, формой и размерами напоминающие компьютерные аудиоколонки. Это лазеры, при помощи которых шлем определяет свое положение в пространстве. Шлем дополняет пара пластиковых мухоморов, которые нужно зажать в руках. Это контроллеры, действующие по образу и подобию контроллеров Wii. Они улавливают движения рук пользователя; кроме того, на них имеется спусковой крючок и тачпад под большой палец. Серьезный недостаток представляет клубок проводов, связывающих шлем, контроллеры и компьютер. К концу года Valve, впрочем, обещает, что контроллеры станут беспроводными. От всех проводов пользователя это не избавит, но существенно упростит дело.

Magic Leap

Что: дополненная реальность, которая работает
Кто: Magic Leap, Google, Weta, Нил Стивенсон
Когда: через два-три года

magic-leap-elephantО существовании Magic Leap (не путать с Motion Leap) стало известно в конце прошлого года, когда к этой компании проявили интерес Google, Qualcomm и другие серьезные инвесторы. Интерес можно оценить в долларах: 540 миллионов. Деньги дали не за красивые глаза: компания четыре года проработала над проектом и ей было что показать. Что именно, впрочем, остается не вполне понятным. Рассказы немногочисленных очевидцев впечатляют и одновременно смущают своей фантастичностью.

Насколько можно судить по отрывочным сведениям, очки Magic Leap, в отличие от Oculus Rift и других шлемов виртуальной реальности, не закрывают обзор и не подменяют картину, которую видит перед собой пользователь. Они дополняют ее, встраивая виртуальные объекты в реальный мир при помощи миниатюрных проекторов, которые формируют нужное изображение прямо на сетчатке каждого глаза. При этом устройство учитывает не только направление взгляда, но и мельчайшие движения глазных яблок, а также фокусировку хрусталика. Изображение просчитывается с учетом освещенности помещения и реалистично встраивается в обстановку. Иллюзия сохраняется, даже если вплотную приблизиться к виртуальному объекту.

Очевидцы рассказывают, что прототип представляет собой пугающую конструкцию из линз, электроники и проводов, которую необходимо крепить на голове. Эта деталь объясняет, почему разработка Magic Leap настолько опережает конкурирующие проекты, — это технология очень близкого, но все-таки будущего.

HoloLens

Что: виртуальные очки для Windows 10
Кто: Microsoft
Когда: обещают к следующему году, но верить не стоит

hololens-1Magic Leap — не единственная компания, «копающая» в направлении дополненной реальности. В Microsoft тоже работают над электронными очками для AR. Как и Magic Leap, HoloLens не подменяет реальность, а дополняет ее виртуальными элементами. Известно, что устройство отслеживает не только движения головы, но и направление взгляда. Кроме того, оно обладает встроенной камерой. На этом, увы, известные технические детали заканчиваются. В Microsoft не склонны распространяться об особенностях настолько раннего прототипа. И их можно понять. Счастливчики, которым довелось примерить HoloLens, описывают деликатное устройство, напоминающее реквизит фильма про безумных ученых. Оно состоит из двух частей: наголовных дисплеев, способных испортиться из-за неосторожного прикосновения, и тяжелой конструкции, скрывающей электронику, батареи и систему охлаждения, на шее. Недостаток практичности объясняется современным уровнем развития технологий. Они уже позволяют собрать действующую модель такого устройства, но для того, чтобы превратить модель в гаджет, который будут покупать обычные люди, прогрессу нужно совершить еще несколько шагов. В Microsoft надеются, что момент настанет между релизами Windows 10 и Windows 11.

OSVR Hacker Dev Kit

Что: клон Oculus Rift от производителя геймерских мышей
Кто: Razer
Когда: в июне

razer_osvr_1В этом мире на каждый Adidas приходится хотя бы один Abibas. В области виртуальной реальности роль Abibas взяла на себя компания Razer. Летом производитель геймпадов, мышей и клавиатур для геймеров выпустит двухсотдолларовый VR-шлем, полностью совместимый с Oculus DK 2 и обладающий сходными характеристиками. Единственное, что оправдывает существование этого устройства, — приверженность идеологии open source. Исходники софта и инструкции по сборке железа OSVR Hacker Dev Kit уже выложены на GitHub. К тому же Razer замечена в экспериментах с контроллерами для VR — модель называется Razer Hydra и поступила в продажу еще в 2011 году.

Google Cardboard

Что: наглядная демонстрация простоты VR-технологий
Кто: Google
Когда: если есть ножницы, то хоть сейчас

google-cardboardВиртуальная реальность только кажется фантастической технологией. В действительности шлемы VR устроены совсем просто: небольшой ЖК-дисплей высокого разрешения (иногда — пара дисплеев), оптика, позволяющая смотреть на этот дисплей почти вплотную, и датчики, отслеживающие движения головы. Дисплей и датчики имеются в каждом современном смартфоне. Недостает только линз. Google предлагает раздобыть их самостоятельно, добавить пару магнитов, резинку, сложить из картонки корпус и вставить в получившуюся конструкцию обычный мобильный телефон, работающий под управлением Android. Для того чтобы удовлетворить любопытство и впервые взглянуть на виртуальную реальность своими глазами, этого вполне достаточно.

Samsung Gear VR

Что: виртуальная реальность для смартфона Samsung
Кто: Samsung, Oculus VR
Когда: декабрь 2014 года

samsungЭто устройство представляет собой нечто среднее между Google Cardboard и Oculus Rift. Картон и ножницы не понадобятся: корпус сделан из пластика, красив и гладок. Но внутри него нет дисплея — только модуль датчиков для пространственного позиционирования, позаимствованный из полноценного Oculus Rift. Чтобы Gear VR заработал, в него нужно вставить Samsung Galaxy Note 4, Galaxy S6 или Galaxy S6 Edge. Для управления используется тачпад и клавиша, размещенные на боковых гранях устройства. Samsung Gear VR уже продается; средняя цена в Москве, если верить Яндекс.Маркету, колеблется в районе 20 тысяч рублей.

Виртуальное кино

Виртуальной реальностью заинтересовались не только разработчики игр, но и киношники. Компания Jaunt выпустила несколько фильмов и записей концертов, которые можно скачать и посмотреть бесплатно на Google Cardboard и Oculus. Google наняла режиссера «Форсажа», чтобы тот снял остросюжетную короткометражку для виртуальной реальности, а кинематографисты из Швеции София Йилльстрём и Хенрик Лайксенринг сняли VR-хоррор под названием «11:57», где зрителю отводится роль жертвы. Обсуждать их художественные достоинства вряд ли есть смысл, а вот технологическая сторона дела действительно представляет интерес. Кино для виртуальной реальности снимают по технологии, напоминающей панорамы Google Street View: вместо одной камеры используют конструкцию из четырех и более камер, направленных в разные стороны. Это дает круговой обзор, позволяющий зрителю самому решать, куда смотреть.movie-google

Виртуальное порно

Говорят, порнографы первыми берут на вооружение новые технологии. Первые порнорисунки, датирующиеся 37-м тысячелетием до нашей эры, считаются древнейшими образцами наскальной живописи, первый порнодагеротип изготовили всего через семь лет после изобретения фотографии. Виртуальная реальность продолжает эту славную традицию. Первые VR-порнофильмы были сняты при помощи громоздкого и крайне дорогостоящего сооружения из семи профессиональных цифровых камер Epic Red Dragon. Из-за веса риг должен быть установлен на штативе. Это не позволяет снять напрашивающиеся планы от первого лица и оставляет зрителю роль вуайериста. С одной стороны, любителям порно не привыкать, с другой — ценители жалуются, что из-за возросшего эффекта присутствия становится малость неловко.movie-rig

 

Читай также: «Виртуальная реальность: дубль два»

 

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    4 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии