Только что вернувшийся из России основатель Facebook Марк Цукерберг с гордостью сообщил, что активная месячная аудитория Facebook превысила миллиард человек. По этому поводу компания даже впервые (!) в своей истории запустила телевизионную рекламу. В видеоролике Facebook сравнивает себя со стулом, мостом, баскетболом и другими вещами, которые «объединяют людей в этой огромной одинокой Вселенной». Реклама получилась довольно странной.
Созданный как сервис для общения студентов, сейчас Facebook вырос до гигантских масштабов, и некоторые эксперты склонны полагать, что пик популярности уже близок. Они называют несколько причин для того, чтобы удалить свой аккаунт Facebook. Эти причины можно добавить к известному списку Столлмана.
1. Facebook — серьёзная мишень для хакеров. Обладая громадным социальным графом и приватной информацией и миллиарде человек, социальная сеть привлекает внимание злоумышленников. Храня свои личные фотографии на их серверах, вы рискуете больше обычного. Facebook становится площадкой для различных мошенничеств, распространения вредоносных ссылок и спама. Можно ожидать, что количество такого контента будет только расти.
2. Обратная сторона сетевого эффекта. Слишком большое количество пользователей на Facebook начинает серьёзно напрягать некоторых людей, у которых список «френдов» вырастает до сотен, тысяч человек. Они уже не помнят многих, с кем когда-то решили дружить. Поток сообщений засоряет ленту.
3. Обязанность социальных действий. Ввязавшись в социальную активность, пользователь чувствует себя обязанным поставить «лайк» или поздравить с днём рождения каждого знакомого. Из-за масштабов социальной сети в кругу знакомых оказываются все родственники, одноклассники, однокурсники, коллеги по работе и т.д., и все они видят каждый ваш шаг.
4. Монетизация социальной сети. После выхода на биржу Facebook вводит всё новые способы монетизации, пытаясь извлечь прибыль из пользователей: продавая пользовательские профили рекламодателям, предлагая платные услуги. Несколько дней назад Facebook запустил функцию «рекламы личных фотографий». За семь долларов любой пользователь может заказать услугу, чтобы определённую фотографию принудительно включили в ленту всех его друзей. В будущем количество способов монетизации будет увеличиваться.