В связи с усилением интернет-цензуры в разных странах становится очень актуальным повсеместное использование сильной криптографии. В 90-е годы шифропанки выиграли эпическую битву у правительства США и добились разрешения на «экспорт» сильной криптографии за пределы Америки. Благодаря этому американские веб-сервисы и программы могут оснащаться надёжными инструментами для шифрования. Эти мощнейшие инструменты теперь доступны пользователям по всему миру (кроме отдельных стран, против которых действует эмбарго).
Однако, на сегодняшний день сложилась странная ситуация. Сильная криптография широко используется в банковской индустрии, электронной коммерции и некоторых других отраслях, но так и не стала обыденным элементом компьютерной жизни каждого пользователя. Мы по-прежнему передаём почту по открытым каналам в незашифрованном виде, а многие даже хранят файлы на диске без криптографической защиты. С точки зрения шифропанков 90-х годов, это совершенно абсурдная ситуация: за что же они тогда сражались, зачем дали людям такие мощные инструменты, если те не хотят ими пользоваться?
Джулиан Санчез (Julian Sanchez) от имени всех шифропанков обращается к компании Google с просьбой. По его мнению, только Google занимает уникальное положение и может одним махом исправить ситуацию. У этой компании есть почтовый сервис с 425 миллионами активных пользователей. У почтового сервиса есть веб-интерфейс, которым пользуются почти все. Всего-то и нужно слегка доработать этот веб-интерфейс — и добавить туда кнопку «Зашифровать письмо». 425 миллионов пользователей проснутся на следующее утро — и сразу получат доступ к лучшим техническим средствам шифрования почты. Ситуация изменится коренным образом. В один день криптографическая защита данных станет нормальным явлением для всех и каждого.
Естественно, нужно при этом поднять инфраструктуру хранения криптографических ключей, привязанных к Google Account, чтобы шифрование данных было понятным и удобным для каждого, как программа PGP в 90-е годы. У компании Google есть всё необходимое для создания такой инфраструктуры, в том числе браузер Chrome и операционная система Android для мобильных устройств.
С такой же просьбой можно было бы обратиться в компанию Facebook, но это будет совершенно безнадёжно, учитывая отношение Facebook к приватности своих пользователей. А вот руководители Google неоднократно заявляли, что цензура со стороны государственных органов — главная угроза для интернета и для самих пользователей, так что реализовать подобную функцию со стороны Google было бы вполне логичным шагом.
К сожалению, на пути к идеальному миру шифропанков стоит одно маленькое препятствие: коммерческие интересы Google. Как бы эта компания ни хотела внедрить сильную криптографию для пользователей, она не может этого сделать, потому что тем самым отрубит часть доходов от контекстной рекламы. Это противоречит интересам акционеров, а Google — открытое акционерное общество, так что ни один здравомыслящий менеджер компании не решится на такой самоубийственный шаг. Кстати, евангелист Google и один из основателей веба Винт Серф недавно прямо об этом сказал: «Мы не можем работать, если всё вокруг зашифровано, потому что тогда мы не будем знать, какую рекламу вам показывать». Довольно честное признание.