Xakep #305. Многошаговые SQL-инъекции
Поисковая система Google стала такой популярной, что глагол «гуглить» (to google) [https://en.wikipedia.org/wiki/Google_(verb)] около десяти лет назад попал в список неологизмов. Но компания Google обладает товарным знаком Google, и никто не имеет право использовать её товарный знак в своих коммерческих интересах. Фирма с 2003 года усиленно борется за то, чтобы глагол «гуглить» люди использовали в нужном смысле, а именно в значении «искать через поисковую систему Google».
Со временем смысл слова размывается, так что современный пользователь вполне может «гуглить» какую-то информацию на разных сайтах, и никто ему не запретит говорить и понимать слово именно так. Другими словами, значение глагола «гуглить» де-факто размылось до значения «искать информацию в интернете». Но владелец товарного знака не сдаётся и продолжает сражаться с лингвистами.
Несколько дней назад Шведский совет по языку объявил о том, что вынужден исключить [http://www.thelocal.se/46940/20130326/] из списка новых слов шведского языка слово “ogooglebar” («негуглабельный», то есть человек или объект, который нельзя найти в интернете). Причина в том, что юристы настаивали, чтобы слово было включено в словарь как «человек или объект, который нельзя найти в Google». Лингвисты настаивали на своём, но Google не соглашался. Шведские профессоры могли бы пойти на принцип и не послушаться Google. Включили бы слово с оригинальным значением — и вряд ли компания Google подала на них в суд. Но они приняли решение вообще исключить это слово из словаря, чтобы привлечь внимание общественности к этому вопросу. Такой инцидент произошёл впервые в истории шведской лингвистики.
Если размытие термина «гуглить» пойдёт и дальше, то станет возможным совершенно неприятная для компании Google ситуация, когда слова «гуглить» признают именем нарицательным, и компания потеряет товарный знак. Это уже произошло со многими другими словами [https://en.wikipedia.org/wiki/Generic_trademark].
Список бывших товарных знаков, ставших именами нарицательными:
- Акваланг
- Аспирин
- Барби
- Вазелин
- Героин (товарный знак концерна Bayer)
- Кевлар
- Керосин
- Кеды
- Лейкопластырь
- Линолеум
- Магнитофон
- и многие другие
После перехода в разряд имён нарицательных, слово «гуглить» смогут использовать конкуренты в своей рекламе. Например, «Яндекс» может зазывать пользователей «погуглить в яндексе», а Microsoft — «погуглить в бинге» как показано в этом шуточном рекламном ролике поисковой системы Bing.