Хакер #305. Многошаговые SQL-инъекции
27 июня, в московском офисе Яндекса прошла пресс-конференция, посвященная большому обновлению одного из ключевых сервисов Яндекса — Яндекс.Почты. Спикер, Антон Забанных, начал свое выступление с того, что напомнил о роли Яндекса в становлении почтового сервиса в Рунете. Так, Яндекс первыми отменили лимит на размер аттачей в письмах:
Реализовали адекватную работу с русским языком: в отличие от других, Я.Почта понимала, что «Маша Иванова» и «Мария Иванова» — это один и тот же адресат:
Яндекс быстрее других научился собирать информацию (например, «подсасывать» аватарки) о контактах пользователя из сторонних источников:
Это и позволяет Я.Почте завоевывать все новых и новых пользователей:
Но электронная почта меняется. На заре рунета большее количество в инбоксе было письмами от людей, но со временем процент нотификейшнов от различных сервисов сильно вырос.
Теперь бОльшую часть писем составляют уведомления от различных сервисов, вроде социальных сетей, интернет-магазинов, купонных сайтов и т. д.
Яндекс показал любопытный график, по которому можно проследить, как менялся состав почты пользователей на протяжении последних лет. По графику видно, как социальные сети отобрали у почты функции smalltalks («Привет! Как дела?»), как постепенно умирали форумы, снижалась активность людей в блогах…
И в Яндексе это хорошо понимают. Девелоперы взяли умение Яндекса извлекать из неструктурированного текста наиболее важную информацию (спасибо механизмам Я.Поиска!) и получили технологию, которая позволяет определять, какого типа письма приходят пользователям, и выстраивать наиболее оптимальный интерфейс почты. Итак, встречаем — Маркер!
Маркер понимает, какого типа перед ним письмо — от живого человека, от интернет-магазина, от купонного сервиса, от авиакомпании, — и в зависимости от этого ведет себя по-разному.
Например, если письмо от живого человека с договоренностью о встрече, то Маркер сразу поймет, о чем идет речь, и создаст тебе геолоцированное напоминание, не забыв при этом послать тебе уведомление по SMS:
Cкидочным (купонным) сервисам уделено особое внимание. Многие люди сразу же отправляют подобные письма в trash, однако некоторые, наоборот, мониторят предложения. Маркер позволит пользователю выбрать, например, отдельные категории товаров, по которым он хочет получать уведомления о скидках. Маркер сам определит и вычленит из инбокса нужный контент:
Но вот когда речь заходит о путешествиях, начинается настоящая магия. Люди покупают билеты заранее, недели за три. Маркер вычленяет нужную информацию, такую как номер рейса или данные о вылете, и предоставляет быстрый доступ к ней:
Ровно за сутки прочитанное письмо с билетом всплывает из недр инбокса, Маркер напомнит о вылете (в том числе и по SMS), покажет погоду в городе прилета, даст ссылку на регистрацию на рейс и т. д. Сейчас Маркер умеет обрабатывать четыре типа писем, но яндексоиды уверяют, что реально обрабатываются уже больше пятнадцати и лимита для наращивания функционала нет.
Живые письма
Аналитики Яндекса после долгих ресерчей выяснили, что люди не только читают письма, но еще и пишут :). Сейчас типовая переписка в почте — это буйство цитирования и нагромождения ответов друг на друга, в котором быстро найти необходимую информацию бывает очень тяжело:
Для решения этой задачи Яндекс представил свой новый концепт — Живые письма. Это своего рода возможность совместного редактирования одного и того же письма (немного похоже на смесь чата и Google Docs :)). С помощью этой штуки будет просто договориться о каких-то вещах, не цитируя друг друга, а просто редактируя нужный участок беседы. Естественно, Живые письма показывают, кто конкретно что поменял:
Есть возможность подключить к беседе даже сторонних пользователей, которые не имеют учетки в Яндексе:
В Живые письма можно включать не только текст, но и видео, фото и даже опросы — это особенно важно в процессе обсуждения каких-либо вещей, когда нужно быстро узнать мнение всех участников беседы:
Будут ли пользоваться новые фичи Яндекса успехом — покажет время. Концепт, безусловно, неординарный, но для его реализации у Яндекса были все ресурсы — мощный поисковый алгоритм и почти человеческое понимание текста. И конечно, Яндекс никого не принуждает переходить на Живые письма, все новые фичи можно быстро отключить в настройках своей почты.
Новые фичи уже сейчас доступны для части пользователей, для доменов же основной функционал будет готов примерно к осени.