В нескольких московских торговых центрах начали тестировать систему слежки за пользователями через поддельные WiFi-хотспоты. На территории торгового центра размещают от 50 до 100 точек отслеживания, выделенных точек интернета достаточно пяти. Они регистрируют MAC-адрес каждого устройства и маршрут его перемещения по торговому центру. Эти данные используются, например, для анализа самых выгодных мест в торговом центре, где можно повысить арендную плату. Можно проследить, как часто люди приходят в магазин, сколько времени проводят в очереди в кассу и проч.
Сервис мониторинга Shopster Analytics разработан компанией Watcom Group. Тестирование уже началось в торговых центрах «Вива!» в Бутове и «Щука» у метро «Щукинская».
«Первые результаты тестирования показали, что отслеживается 45-53% всех посетителей ТЦ (данные получены в сравнении с показателями системы подсчета посетителей), — приводит информацию газета «Ведомости» со слов представителя компании Watcom. — Например, в «Щуке» количество уникальных пользователей доходило до 100 000 человек».
Если верить этим цифрам, то до 53% посетителей торговых центров имеют при себе смартфон или планшет с активированным режимом поиска WiFi-сетей. Это неудивительно: например, в последней версии Android 4.3 режим постоянной работы сканера WiFi включен по умолчанию и скрыт далеко в настройках. В этом режиме осуществляется сканирование WiFi-хотспотов даже при отключенном WiFi (настройка “Scanning always available”).
Россия — не первая страна, где начались подобные эксперименты. Лидером является США, там как минимум девять крупных компанией занимаются учетом посетителей в магазинах через фальшивые WiFi-хотспоты.