Парламент Италии вчера принял закон, который обязывает все итальянские компании покупать интернет-рекламу только у местных (зарегистрированных в Италии) компаний. Так называемый «налог на Google» имеет конкретную задачу — заставить транснациональные корпорации, в том числе Google, открывать представительства в Италии и платить здесь налоги.
На сегодняшний день интернет-компании Google, Facebook и другие предпочитают регистрировать дочерние фирмы в странах, где действует самое лояльное налоговое законодательство. Например, в Европе такой страной является Ирландия. При этом они используют всяческие трюки, чтобы уменьшить сумму уплаченных налогов практически до нуля. Например, подразделение Google UK в 2012 году заплатило налог на прибыль компаний в размере всего лишь 11,2 млн фунтов стерлингов ($17,5 млн), хотя корпорация заработала в Великобритании и Ирландии порядка $4,9 млрд, пишет Financial Times.
Уход от налогов осуществляется через бермудское подразделение. Компания Google UK заключила договор с бермудской фирмой — и уплачивает ей роялти в размере почти всей своей чистой прибыли. Например, в прошлом году Google перечислила из Европы на счета бермудского подразделения около $12 млрд. Таким образом, на бумаге европейское подразделение не имеет почти никакой прибыли, в то время как бермудское подразделение зарабатывает очень много. Но на Бермудах ставка корпоративного налога равна нулю. Эксперты называют это «креативным использованием налогового законодательства», а европейские власти давно критиковали Google за использование такой схемы. Впрочем, похожие методы используют Facebook, Apple, Yahoo и другие корпорации.
Новый закон призван прекратить всяческие налоговые махинации со стороны интернет-компаний. Италия стала первой страной в Евросоюзе, принявшей подобное законодательство. По оценкам специалистов Организации экономического сотрудничества и развития, «креативное использование налогового законодательства» обходится европейским странам примерно в $100 млрд ежегодно.
Некоторые экономисты считают, что подобный закон не решит проблему ухода компаний от налогов, а только свидетельствует о нежелании страны проводить полноценную налоговую реформу.