Дополненную реальность (augmented reality — AR) часто путают с реальностью виртуальной (virtual reality — VR). Каждая позволяет совершенно по-разному взаимодействовать с реальностью, обе быстро развиваются, но именно инновации в AR могут помочь людям стать хозяевами информационного века.
В виртуальной реальности мы полностью погружены в генерируемую компьютером окружающую среду, в результате чего физический мир отходит на второе место. Типичные примеры VR — обучение на лётных симуляторах, программы для осмотра недвижимости, экспозиционная терапия при фобиях и захватывающие трёхмерные игры.
С дополненной реальностью мы по-прежнему находимся в нашем физическом окружении, видя реальный мир и взаимодействуя с ним. Ты можешь использовать её для мгновенного перевода дорожных указателей или меню на любой язык, находить и идентифицировать звёзды и планеты в ночном небе, погружаться в выставку с интерактивным AR-гидом.
Недавний опрос, проведённый Pew Research Center, показывает, что большинство американских интернет-пользователей считают, что Сеть «помогает им узнавать новое, оставаться более информированными по волнующим их темам и увеличивает их потенциал по обмену идеями и творчеством с другими людьми».
Подключённые к интернету устройства, особенно смартфоны, планшеты или даже смарт-очки, предлагают дополнительную или справочную информацию и мультимедиа к тому, что мы видим в реальном мире. AR-компании, такие как Metaio и Blippar, стали пионерами дополненной реальности в мейнстриме с приложениями для всего – от образования до ритейла.
Переломный момент дополненной реальности
Дополненная реальность породила вторую волну, которая кардинально изменит способ восприятия нами действительности. Она выходит за рамки слоёв цифровой информации поверх реальности к сочетанию с нательными технологиями, датчиками, машинным обучением, искусственным интеллектом, большими данными и интернетом вещей.
В отличие от восприятия поп-культуры, новая эра технологических реалий не имеет отношения к киборгам, вытеснению человека с его естественными возможностями и замене человеческого воображения. Вместо этого речь идёт об усилении человеческого потенциала для разработки беспрецедентного чувственного опыта — так говорят многие исследователи, полагающие, что в наших руках оживает совершенно новая среда.
Доктор Стив Манн (Steve Mann), «отец нательных компьютеров», считается первым киборгом, изобретающим и носящим персональные компьютеры, которые дополняли его взгляд на мир с 1970-х. Когда на выступлении на Augmented World Expo 2013 в Кремниевой долине его спросили, каково killer app для дополненной реальности, он ответил: «Реальность».
Манн объяснил, что, как и с любой другой технологией, чтобы стать успешной, она должна сделать нашу жизнь лучше.
В выступлении на TED в 2009 году атлет Эйми Маллинс (Aimee Mullins) разбирала идею протезов, которые дают людям «супервозможности», а не лишают любых:
AR объединяет реальный и цифровой миры, но для того, чтобы она стала такой же популярной и естественной в нашей повседневной жизни, как персональные компьютеры, мы должны понять её и в конце концов довериться её возможностям, получив настоящие преимущества.
Следующая волна дополненной реальности представляет собой переход от приложений для статичного мира к более плавным, адаптивным к контексту ситуациям, когда наши устройства будут отлично осведомлены о наших предпочтениях и передвижениях, основываясь на изменениях окружающей среды.
Музеи, к примеру, начинают добывать у посетителей конкретные данные, которые помогают предоставить им более персонализированные впечатления.
Шри Шринивасан (Sree Sreenivasan), ведущий специалист по цифровым технологиям Метрополитен-музея в Нью-Йорке, говорит: «Я хочу иметь возможность точно знать, что люди видели, что они любят и что хотят видеть больше всего, и быть в силах мгновенно предоставить им это». И приводит пример: «Если человеку нравится картина, на которую он смотрит, он может мгновенно получить купон для каталога иди еду из кафе, имеющие отношения к тому, что он видит».
AR переходит на личности
Будущие приложения дополненной реальности могут изменить наши отношения с персональными устройствами.
Доктор Женевьева Белл (Genevieve Bell), антрополог и Intel Fellow (звание, которое корпорация Intel присваивает сотрудникам, внёсшим наибольший вклад в процветание компании — прим. ред.), работающая на пересечении культурных практик и внедрения технологий, описывает мир, в котором мы вовлечены в более близкие отношения со своими устройствами, чтобы те заботились о нас, предвосхищая наши потребности и даже делая некоторые вещи от нашего имени, почти как невидимый помощник.
Каролина Миланези (Carolina Milanesi), вице-президент исследовательской фирмы Gartner, утверждает, что к 2017 году наши смартфоны будут внимательнее нас — если не умнее —во множестве вещей:
Исследование компании Gartner доказывает, что это будет работать с отнимающими много времени второстепенными задачами, такими, как занесение в календарь или ответы на маловажные электронные письма. После того, как мы станем более уверенными в передаче работы нашим смартфонам, мы привыкнем к приложениям и сервисам, контролирующим другие аспекты нашей жизни.
Но готовы ли мы доверить большую часть своей жизни новым AR-возможностям интеллектуальных устройств?
Покойный Джон Рейнфранк (John Rheinfrank) описал условия, в которых пользователи взаимодействуют с адаптивной системой для «строительства миров, совместно участвующих во взаимном развитии наших индивидуальных и коллективных способностей». Он описывает это как миры, которые меняются, «чтобы узнать наши возможности, чтобы предвидеть то, какими они должны быть и какими хотим видеть их мы».
В фильме Спайка Джонза (Spike Jonze) «Она» (в англоязычной версии «Her» — прим. ред.) интеллектуальная операционная система Саманта подключается ко всему в мире её пользователя Теодора, даже отправляя его мысли в интернет в поисках совпадений. Некоторые могут заявить, что это помогло Теодору быть более человечным, в то время как другие увидели в этом потерю контроля над реальностью.
Обсуждая фильм, футурист Intel Брайэн Дэвид Джонсон (Brian David Johnson) написал, что в течение многих лет наши отношения с технологией были основаны на модели «ввод-вывод». По сути это были отношения на базе команд и контроля.
Если команды задаются неправильно, или устройство не понимает нас, отношения близки к кризису.
Сегодня наши вычислительные устройства знают нас лучше, чем когда-либо, благодаря сервисам, отслеживающим состояние нашего здоровья, оплату счетов и сообщающим о пробках. Но, несмотря на рост интеллекта у таких штук, как приложения дополненной реальности, Джонсон утверждает, что технология остаётся лишь инструментом, который должен служить человеку.
Новая волна дополненной реальности может сделать нас более зависимыми от технологии, но если она разработана правильно, с акцентом на человеческом общении, то способна освободить нас от экранов и позволит нам сосредоточиться на отношениях в реальном мире, который мы любим.
По словам Джонсона, вопрос, который мы должны задать о развитии дополненной реальности, звучит так: «Ради чего мы её улучшаем?».
Ответ: «Чтобы сделать человеческую жизнь лучше».
via ARNext