Дополненную реальность (augmented reality — AR) часто путают с реальностью виртуальной (virtual reality — VR). Каждая позволяет совершенно по-разному взаимодействовать с реальностью, обе быстро развиваются, но именно инновации в AR могут помочь людям стать хозяевами информационного века.

В виртуальной реальности мы полностью погружены в генерируемую компьютером окружающую среду, в результате чего физический мир отходит на второе место. Типичные примеры VR — обучение на лётных симуляторах, программы для осмотра недвижимости, экспозиционная терапия при фобиях и захватывающие трёхмерные игры.

С дополненной реальностью мы по-прежнему находимся в нашем физическом окружении, видя реальный мир и взаимодействуя с ним. Ты можешь использовать её для мгновенного перевода дорожных указателей или меню на любой язык, находить и идентифицировать звёзды и планеты в ночном небе, погружаться в выставку с интерактивным AR-гидом.

Недавний опрос, проведённый Pew Research Center, показывает, что большинство американских интернет-пользователей считают, что Сеть «помогает им узнавать новое, оставаться более информированными по волнующим их темам и увеличивает их потенциал по обмену идеями и творчеством с другими людьми».

Подключённые к интернету устройства, особенно смартфоны, планшеты или даже смарт-очки, предлагают дополнительную или справочную информацию и мультимедиа к тому, что мы видим в реальном мире. AR-компании, такие как Metaio и Blippar, стали пионерами дополненной реальности в мейнстриме с приложениями для всего – от образования до ритейла.

Переломный момент дополненной реальности

Дополненная реальность породила вторую волну, которая кардинально изменит способ восприятия нами действительности. Она выходит за рамки слоёв цифровой информации поверх реальности к сочетанию с нательными технологиями, датчиками, машинным обучением, искусственным интеллектом, большими данными и интернетом вещей.

В отличие от восприятия поп-культуры, новая эра технологических реалий не имеет отношения к киборгам, вытеснению человека с его естественными возможностями и замене человеческого воображения. Вместо этого речь идёт об усилении человеческого потенциала для разработки беспрецедентного чувственного опыта — так говорят многие исследователи, полагающие, что в наших руках оживает совершенно новая среда.

Доктор Стив Манн (Steve Mann), «отец нательных компьютеров», считается первым киборгом, изобретающим и носящим персональные компьютеры, которые дополняли его взгляд на мир с 1970-х. Когда на выступлении на Augmented World Expo 2013 в Кремниевой долине его спросили, каково killer app для дополненной реальности, он ответил: «Реальность».

003

Манн объяснил, что, как и с любой другой технологией, чтобы стать успешной, она должна сделать нашу жизнь лучше.

В выступлении на TED в 2009 году атлет Эйми Маллинс (Aimee Mullins) разбирала идею протезов, которые дают людям «супервозможности», а не лишают любых:

Речь идёт уже не о преодолении недостатка, а о дополнении. Это разговор о потенциале.

AR объединяет реальный и цифровой миры, но для того, чтобы она стала такой же популярной и естественной в нашей повседневной жизни, как персональные компьютеры, мы должны понять её и в конце концов довериться её возможностям, получив настоящие преимущества.

Следующая волна дополненной реальности представляет собой переход от приложений для статичного мира к более плавным, адаптивным к контексту ситуациям, когда наши устройства будут отлично осведомлены о наших предпочтениях и передвижениях, основываясь на изменениях окружающей среды.

Музеи, к примеру, начинают добывать у посетителей конкретные данные, которые помогают предоставить им более персонализированные впечатления.

Шри Шринивасан (Sree Sreenivasan), ведущий специалист по цифровым технологиям Метрополитен-музея в Нью-Йорке, говорит: «Я хочу иметь возможность точно знать, что люди видели, что они любят и что хотят видеть больше всего, и быть в силах мгновенно предоставить им это». И приводит пример: «Если человеку нравится картина, на которую он смотрит, он может мгновенно получить купон для каталога иди еду из кафе, имеющие отношения к тому, что он видит».

AR переходит на личности

Будущие приложения дополненной реальности могут изменить наши отношения с персональными устройствами.

Доктор Женевьева Белл (Genevieve Bell), антрополог и Intel Fellow (звание, которое корпорация Intel присваивает сотрудникам, внёсшим наибольший вклад в процветание компании — прим. ред.), работающая на пересечении культурных практик и внедрения технологий, описывает мир, в котором мы вовлечены в более близкие отношения со своими устройствами, чтобы те заботились о нас, предвосхищая наши потребности и даже делая некоторые вещи от нашего имени, почти как невидимый помощник.

Каролина Миланези (Carolina Milanesi), вице-президент исследовательской фирмы Gartner, утверждает, что к 2017 году наши смартфоны будут внимательнее нас — если не умнее —во множестве вещей:

Если наблюдаются пробки, смартфон разбудит вас для встречи с боссом раньше или просто отправит извинения, если это встреча с коллегой. Смартфон будет собирать контекстную информацию из календаря, от датчиков, данных о местонахождении пользователя и его личных записей.

004

Исследование компании Gartner доказывает, что это будет работать с отнимающими много времени второстепенными задачами, такими, как занесение в календарь или ответы на маловажные электронные письма. После того, как мы станем более уверенными в передаче работы нашим смартфонам, мы привыкнем к приложениям и сервисам, контролирующим другие аспекты нашей жизни.

Но готовы ли мы доверить большую часть своей жизни новым AR-возможностям интеллектуальных устройств?

Покойный Джон Рейнфранк (John Rheinfrank) описал условия, в которых пользователи взаимодействуют с адаптивной системой для «строительства миров, совместно участвующих во взаимном развитии наших индивидуальных и коллективных способностей». Он описывает это как миры, которые меняются, «чтобы узнать наши возможности, чтобы предвидеть то, какими они должны быть и какими хотим видеть их мы».

В фильме Спайка Джонза (Spike Jonze) «Она» (в англоязычной версии «Her» — прим. ред.) интеллектуальная операционная система Саманта подключается ко всему в мире её пользователя Теодора, даже отправляя его мысли в интернет в поисках совпадений. Некоторые могут заявить, что это помогло Теодору быть более человечным, в то время как другие увидели в этом потерю контроля над реальностью.

005

Обсуждая фильм, футурист Intel Брайэн Дэвид Джонсон (Brian David Johnson) написал, что в течение многих лет наши отношения с технологией были основаны на модели «ввод-вывод». По сути это были отношения на базе команд и контроля.

Если команды задаются неправильно, или устройство не понимает нас, отношения близки к кризису.

Сегодня наши вычислительные устройства знают нас лучше, чем когда-либо, благодаря сервисам, отслеживающим состояние нашего здоровья, оплату счетов и сообщающим о пробках. Но, несмотря на рост интеллекта у таких штук, как приложения дополненной реальности, Джонсон утверждает, что технология остаётся лишь инструментом, который должен служить человеку.

Мы имеем возможность разрабатывать машины для заботы о тех, кого любим, что позволяет нам стать более человечными, — сказал он, обращаясь к нашей способности создавать «лучших ангелов-хранителей».

Новая волна дополненной реальности может сделать нас более зависимыми от технологии, но если она разработана правильно, с акцентом на человеческом общении, то способна освободить нас от экранов и позволит нам сосредоточиться на отношениях в реальном мире, который мы любим.

По словам Джонсона, вопрос, который мы должны задать о развитии дополненной реальности, звучит так: «Ради чего мы её улучшаем?».

Ответ: «Чтобы сделать человеческую жизнь лучше».

via ARNext

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    7 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии