Журнал Time опубликовал рейтинг десяти крупнейших неудач в области IT за
последние 10 лет. Критерии отбора «победителей» были достаточно просты, ими
стали компании или их продукты, которые были широко известны и имели потенциал
принести своим создателям миллиардные прибыли. Те, кто не сумел этого добиться и
попали в этот список:
1. Windows Vista – операционная система компании Microsoft, выпущенная
в 2007 году, после своего официального запуска не пришлась по вкусу
пользователям. Устанавливая ее на свои компьютеры, многие ранние адепты
столкнулись с проблемами производительности и совместимости программ и
драйверов, что в последующем сделало для Vista очень плохую рекламу.
2. Gateway – основанная в 1985 году компания имела огромный потенциал,
и являлась одним из крупнейших поставщиков компьютеров в США. Еще в 2004 году
она была среди лидеров рынка, уступая только HP и Dell, а в 2007 из-за
финансовых проблем вынуждена была продаться компании Acer. Среди основных
факторов ухудшения положения Gateway, специалисты называют нежелание руководства
компании приступать к разработке и производству ноутбуков.
3. HD DVD – новый формат оптического носителя информации, который
соревновался с Blu-ray за право сменить DVD. Впервые выпущенный в 2006 году как
коммерческий продукт, HD DVD при поддержке консорциума во главе с Toshiba,
продолжал бороться за лидерство с Blu-ray до начала 2008 года, после чего
потерпел поражение. Компания Toshiba, по разным подсчетам, с 2006 по 2008 год
потратила на продвижение HD DVD около $1 миллиарда.
4. Vonage – одна из первых компаний на рынке VoIP (voice-over-IP),
имела все шансы оставить не у дел телекоммуникационные компании. Тем не менее,
сложилось все не так гладко. Вышедши в мае 2006 года на IPO (первое публичное
размещение акций), Vonage получила $531 миллион инвестиций, тогда за одну ее
акцию просили $17, а в декабре того же года эта цена упала до $1. Причиной краха
Vonage стало ожесточение конкуренции благодаря сервису Skype, который предлагал
пользователям бесплатные звонки, а также телекоммуникационным компаниям,
предлагающим услуги дешевой связи.
5. YouTube – самый популярный в мире онлайн сервис хранения видео,
который, согласно данным comScore, в марте 2009 года посетило 99,7 миллионов
пользователей. Компания Google в 2006 году заплатила за YouTube $1,65 миллиарда,
но, по мнению многих аналитиков, проект вряд ли окупит такие вложения. Все дело
в том, что YouTube достался поисковому гиганту без четкой модели получения
прибыли, и до сих пор не смог ее найти.
6. Sirius XM – компания, предоставляющая сервис спутникового радио,
которое должно было стать одним из самых успешных проектов для потребителей,
предлагая бесплатно слушать больше чем 100 радиостанций. Изначально продвижением
спутникового радио занимались две компании XM Satellite Radio, с 2001 года, и
Sirius, с 2002. Обе они имели чрезвычайную популярность и большое количество
пользователей. Тем не менее, под давлением новых электронных устройств для
прослушивания музыки, к 2007 году обе компании решили объединить свои активы. К
сожалению, быстро это сделать не удалось, Федеральная комиссия по связи США
(FCC) рассматривала дело целых 13 месяцев, на протяжении которых компании
продолжали терять деньги.
7. Zune – линейка портативных mp3-плееров компании Microsoft, которая
была впервые представлена в ноябре 2006 года, и призвана составить конкуренцию
плеерам iPod. Планы софтверного гиганта по отвоеванию значительной доли рынка у
Apple так и не сбылись. Несмотря на огромные рекламные бюджеты, к маю 2008 года
Microsoft удалось продать только 2 миллиона плееров, а на протяжении всего
праздничного сезона того же года, продажи Zune принесли компании всего $85
миллионов, на 100 миллионов меньше чем в 2007 году.
8. Palm – известный производитель карманных компьютеров и
коммуникаторов. В конце 2000 года стоимость одной акции компании составляла
$669, в 2005 году Palm продала 470 000 телефонов Treo, что было на 160% больше
чем год ранее. В это же время она была в лидерах рынка, соревнуясь с RIM
(производитель телефонов BlackBerry) и Nokia. Несмотря на такой успех, уже в
2007 году продажи Treo составили всего 689 000 штук, в то время как RIM продала
3,2 миллионов устройств, а Apple больше 1 миллиона iPhone. В данный момент,
стоимость одной акции Palm составляет всего $11,90.
9. Iridium – компания предоставляющая глобальную спутниковую связь,
которая была объявлена банкротом в 1999 году, после того, как потратила $5
миллиардов на создание и запуск инфраструктуры спутников. Этот масштабный проект
входит в список 20 крупнейших банкротств в истории США. Все дело в том, что для
нормальной работы системы Iridium ей требовалось 66 спутников. Затраты были
огромными, что обусловливало высокую стоимость услуг, в итоге, сервисом
пользовалось только около 10 000 человек. В конце концов, набирающие силу
сотовые операторы выжили Iridium с рынка.
10. Segway – компания, создавшая в 2002 году двухколесный
электрический скутер, управляемый с помощью сложной системы гироскопических и
жидкостных датчиков наклона. На это изобретение возлагались большие надежды.
Segway потратила на разработку своих продуктов около $100 миллионов,
соответственно в продаже они появились тоже по достаточно высоким ценам.
Стоимость большинства моделей составила больше $3000, а более продвинутых –
больше $7000. Соответственно, бума продаж не последовало, и с 2001 по 2007 год,
Segway удалось продать всего около 30 000 своих скутеров.