18-19 мая 2011 года в Санкт-Петербурге прошел Шестой Санкт-Петербургский
Интернет Форум (СПб-РИФ 2011,
www.spbRIF.ru), организованный Российской Ассоциацией электронных
коммуникаций (РАЭК).
Мероприятие открыл председатель Комитета по печати и взаимодействию со
средствами массовой информации города Санкт-Петербурга Александр Коренников.
"Интернет – это серьезная сфера внимания, а посвященный IT-отрасли форум -
важное событие для жизни города", - с такими словами обратился Александр
Коренников к участникам конференции. Во вступительном слове была озвучена
статистика проникновения интернета в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день,
около 75% домов обеспечены качественным доступом к Сети, а 67% регулярно ею
пользуются. Однако последняя цифра в действительности гораздо больше, поскольку
статистическое исследование не затронуло сегмент несовершеннолетних и более
возрастных пользователей. Также Александр рассказал о работе городской
администрации в направлениях электронного документооборота и предоставления
госуслуг online.
Александр Демидов, председатель Комитета по информатизации и связи
Санкт-Петербурга, поделился планами по расширению спектра услуг, предоставляемых
администрацией города в Сети. Также он отметил необходимость сотрудничества с
отраслью не только в рамках каких-либо мероприятий, но и в процессе ежедневной
работы. "Мы признательны за вашу активную позицию и готовы к конструктивному
диалогу", - заявил чиновник.
Далее в ходе официального открытия СПб-РИФ с докладами о состоянии развития
интернета в России выступили Сергей Плуготаренко (РАЭК) и Инесса Ишунькина (TNS
Россия). По словам Сергея Плуготаренко, интернет в Санкт-Петербурге и в
Северо-Западном федеральном округе развивается весьма динамично, по ряду
параметров опережая общероссийские темпы развития, а по некоторым показателям
даже опережая Москву (к примеру, уровень проникновения интернета в
Санкт-Петербурге составляет 67% - что выше “московского” уровня в 64% и
общероссийского уровня в 37%). Картину статистических данных дополнила Инесса
Ишунькина, по ее словам, увеличение объема аудитории Рунета, безусловно, будет
продолжаться, при этом большое количество ожиданий приходится на более
возрастной сегмент, а также на малые города. В основном россияне выходят в Сеть
из дома, но в то же время возрастает популярность мобильного интернета —
смартфоны есть у 11% населения старше 16 лет. Таким образом, увеличение
количества точек доступа также становится важной тенденцией, характерной для
отечественного рынка. Наиболее крупными площадками по объему аудитории были
названы Яндекс, Mail.ru и ВКонтакте, однако последний ресурс стал лидером по
активности пользователей.
Ведущим церемонии открытия выступил Директор СПб-РИФ Сергей Гребенников (РАЭК),
который пожелал участникам успехов на конференции и сделал краткий обзор
наиболее интересных секций первого дня.
Более подробные данные были представлены на секции "Аудитория Рунета",
модератором которой выступил Сергей Плуготаренко. Участники обсудили
медиапотребление в Рунете (доклад Инессы Ишунькиной), аудиторию мобильного
интернета (Андрей Басков, генеральный директор InResearch), интернет для детей
(Карен Казарян, ведущий аналитик РАЭК), а также региональную специфику аудитории
Рунета (Павел Лебедев, фонд "Общественное Мнение").
Согласно данным ФОМ, на Северо-Западный Федеральный округ приходится 12% всех
интернет пользователей. При этом практически во всех субъектах СЗФО
проникновение интернета выше, чем в среднем по стране. Лидирующие позиции
занимает Санкт-Петербург, доля проникновения Северной столицы составляет 69%. По
прогнозам, в 2011 году оборот интернет-торговли Северо-западного региона
составит около 36 млрд. рублей.
На СПб-РИФ участники обсудили такие актуальные темы как "Право в интернете" и
"Информационная безопасность". На первой секции были рассмотрены вопросы
авторского права в Сети (докладчик – Иван Засурский, заведующий кафедрой теории
новых медиа и массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ им. М.В.
Ломоносова), правового регулирования международного интернет-бизнеса (Павел
Шинкаренко, управляющий партнер Сенешаль Нейман) и уголовного преследования
киберпреступности (Сергей Грудинов, заместитель Генерального директора по
правовым вопросам Group-IB).
Модератор секции "Информационная безопасность" Ирина Левова (ведущий аналитик
РАЭК) познакомила аудиторию с законодательными инициативами отрасли в области
борьбы с киберпреступностью. О роли консолидации интернет-отрасли в обеспечении
информационной безопасности рассказал начальник отдела маркетинга ГК ФИЛАНКО
Матвей Алексеев, а руководитель ООО "ОливТел" Михаил Кухаренко рассказал о
противодействии мошенничеству в sms-знакомствах и других массовых sms-сервисах.
На второй день конференции участники обсудили "Роль интернета в предвыборный
год и перспективы изменения политического ландшафта блогосферы" в рамках секции,
модератором которой выступила Мария Дрокова, заместитель генерального директора
медиа-агентства Легенда. Свои взгляды на использование Сети в качестве
политического инструмента высказали Михаил Дворкович (Председатель Совета
Директоров Коммуникационной группы "ПРЕСС ХОЛЛ"), Роберт Шлегель (депутат
Государственной Думы РФ), Павел Желтов (главный редактор журнала "Деловой
Петербург"), Антон Коробков-Землянский (генеральный директор компании
"Легенда"), а также а также эксперты в области блогосферы.
В рамках секции об электронной торговле были представлены доклады "Модели и
тренды eCommerce" (Павел Токарев, операционный директор Allegro MAIL.RU
eCommerce Group), "eCommerce в цифрах" (Виталий Панарин, менеджер по маркетингу
InSales), "Как заставить покупать больше" (Егорушкин Сергей, консультант по
eCommerce ООО "Promo Interactive"), "60+ приемов повышения КПД интернет-магазина"
(Андрей Борисов, проект-менеджер компании "Текарт"), "Подключение магазинов к
Яндекс.Деньгам". Как получить предоплату с кредитки в интернете и не налететь на
чарджбэк?" (Ирина Маношина, менеджер по специальным проектам отдела электронной
коммерции ООО "Яндекс.Деньги"), "OZON.ru - 13 лет. Как изменились мы и рынок за
это время" (Анна Матвеева, директор филиала OZON.ru в С-Петербурге), а также
"Рынок электронной торговли в Москве и Санкт-Петербурге" (Борис Овчинников,
партнер компании Data Insight).
Другие секции второго дня предоставили возможность узнать о видео в
интернете, маркетинговых возможностях для e-commerce от игроков рынка
электронных платежей, хостинг-технологиях, будущем интернет-рекрутинга и
job-сайтов, Social Media и поисковой оптимизации.
Также в рамках конференции прошла выставка, которая объединила представителей
всех крупнейших компаний Рунета. Среди экспонентов были представлены такие
компании как Mail.ru Group, Ашманов и партнеры, Молоток.ру, группа компаний
ФИЛАНКО, RU-CENTER, HeadHunter, PayOnline, Интернет в цифрах, WebMoney Transer,
1С-Битрикс, Студия Артемия Лебедева, Центр Безопасного Интернета, Яндекс.Деньги
и другие.
За два дня конференцию посетили порядка 2500 человек, видеотрансляцию события
из главного зала посмотрели около двадцати тысяч пользователей.
Более подробная информация о секциях и докладах на СПб-РИФ 2011 доступна на
официальном сайте мероприятия -
www.spbRIF.ru. Ознакомиться с лентой twitter-новостей и заметками участников
можно посредством хэштега #spbRIF.