Какова цена обучения без усилий? В статье, опубликованной в последнем выпуске
Science, неврологи говорят, что они разработали новый метод обучения, который
способен оказать длительное улучшение по части задач, требующий большой
зрительной производительности.

И хотя однажды так называемый нейрофидбэк, возможно, научит тебя владеть
кун-фу или лечить пациентов с травмами позвоночника по дороге на реабилитацию,
существуют доказательства того, что технология может быть использована на людях
без их ведома, что открывает множество этических вопросов.

Согласно пресс-релизу

Национального научного фонда
:

Новое исследование, опубликованное сегодня в журнале Science, предполагает,
что возможно использование технологии для обучения игре на пианино, снятия
стресса или изучения подкрученого удара с незначительными, или вообще без
каких-либо сознательных усилий. Эта нечто сродни тому, что можно было видеть в
фильме "Матрица".


Эксперименты, проведенные в Бостонском Университете и в Лабораториях
Вычислительной Неврологии ATR в Киото, недавно продемонстрировали, что используя
зрительную кору человека исследователи могли бы через закодированную
функциональную магнитно-резонансную томографию стимулировать модели
мозговой активности, соответствующие ранее известному целевому состоянию, и,
таким образом, улучшить производительность в области зрительных задач.

Только представьте, что человек сидит перед экраном компьютера, и модели его
мозговой активности модифицируются таким образом, чтобы совпадать с моделями
мозговой активности выдающегося спортсмена, или для выздоровления после аварии
или болезни. Хотя точно говорить еще рано, исследователи предполагают, что в
будущем такие возможности могут существовать.

А теперь кое- что по-настоящему интересное (и довольно жуткое): исследователи
обнаружили, что этот новый подход к обучению работает даже если испытуемые не
подозревают о том, чему они обучаются.

"Самое удивительное в этом исследовании – это то, что простая стимуляция моделей
нейронной активности привела к повышению зрительной производительности при том,
что испытуемый не был поставлен в известность о том, чему он обучается", — сказал
главный исследователь Такео Ватанабе.

Хотя испытуемые не знали, чему именно их будут учить, поведенческие данные,
полученные до и после обучения с помощью нейрофидбэка, показали, что зрительная
производительность испытуемых повысилось конкретно в целевой направленности,
которая была использована в ходе обучения".

Является ли это исследование шокирующим и захватывающим? Абсолютно!
Автоматизированное обучение? Да! Но, согласно соавтору
исследования Митсуо Кавато, механизм нейрофидбэка точно также можно использовать
для гипноза или скрытого контроля над разумом. И это уже пугает.

"Нужно быть осторожными", — объяснил Кавато, "чтобы этот метод не использовался
неэтичным образом".



Оставить мнение