Согласно новейшему исследованию, людям удобнее лгать посредством текстовых
сообщений, чем с помощью других форм коммуникации, таких как видео-чаты и
общение лицом к лицу.

Новое исследование, проведенное бизнес-школой Sauder Университета Британской
Колумбии, показало, что люди чувствуют себя более комфортно, если врут в тексте,
а те люди, которым сообщили неправду в письменном виде, чувствуют себя более
расстроенными.

Исследование было проведено среди 170 студентов, которые приняли участие в
сценарно-ролевой игре связанной с фондовым рынком, где участники примерили на
себя роли "покупателей" и "брокеров". Студентов объединили в группы по два
человека и предложили разыграть макет фондовых торгов с помощью одной из четырех
форм коммуникации: тестовые сообщения, аудио-чат, видео чат и общение лицом к
лицу.

Исследователи обещали студентам денежные премии в размере до $50, чтобы
увеличить их вовлеченность в ролевую игру. Вот как это работало: "Брокерам" было
обещано вознаграждение, прямо пропорциональное уровню продаж, а "покупателям"
сказали, что их вознаграждение будет определено позже и будет зависеть от
определяемой стоимости их акций.

Тем временем, брокерам была дана инсайдерская информация, что из-за
спекуляций акции потеряют в стоимости пятьдесят процентов. Покупатели узнали об
этом только после того, как они уже произвели сделку купли-продажи, а затем их
спросили, обманывал ли их брокер в процессе сделки.

После этого исследователи проанализировали, с помощью каких форм коммуникации
было совершено наибольшее количество обманных сделок. Покупатели, получавшие
информацию о торгах от брокеров с помощью текстовых сообщений, были обмануты
больше чем на 95%, по сравнению с теми, кто общался по видео, и на 31% больше,
по сравнению с теми, кто общался лицом к лицу.

Это означает, что брокеры чувствовали себя более комфортно обманывая своих
партнеров посредством текстовых сообщений. Однако, что интересно отметить, что
брокеры сказали, что наиболее неудобно им было лгать покупателям через
видео-чат.

"Мы ожидали большое количество случаев обмана с помощью текстовых сообщений,
но для нас стало сюрпризом, что наибольшее количество случаев обмана вскроется с
помощью видео-чата. При видео-общении студенты-брокеры оказывались в центре
внимания покупателя и, поэтому, старались быть более честными", — рассказал
соавтор исследования и адъюнкт-профессор Рональд Ценфетелли.

Во второй части эксперимента обманутых покупателей попросили оценить уровень
гнева после того, как они узнали, что их обманули. Из тех, кто был обманут с
помощью текстовых сообщений, на 20% больше респондентов сообщили о том, что они
были разгневаны фактом обмана, чем те, кто общался со своими брокерами лицом к
лицу. Они также на 47% чаще сообщали о своем расстройстве по сравнению с теми,
кто был обманут при видео-общении, и на 10% чаще, чем те, кто общался через
аудио-чат.

"Построение раппорта происходит при общении лицом к лицу, чему помогает язык
тела, контакт глаз и другие факторы", — говорит Ценфетелли. "Это помогает
немного смягчить удар, когда вы узнаете, что вам соврали. Текст лишен эмоций и
языка тела, поэтому узнать об обмане из него гораздо неприятнее".

Ценфетелли считает, что эти знания можно применить к жизни за пределами
исследовательской группы: "Компания несколько лет назад уволила массу своих
сотрудников по электронной почте, и они были сильно возмущены этим фактом", —
рассказал Ценфетелли. "Я уверен, что они все еще были бы расстроены, если эту
новость сообщили бы им лично, но, глядя в текст и понимая, что с ними поступили
несправедливо, они чувствовали себя гораздо хуже".



Оставить мнение