Несмотря на то, что Mozilla никогда не ограничивалась простым построением
браузера с открытым кодом, нет сомнений в том, что Firefox является проектом
номер один от Mozilla Foundation. Но теперь, в условиях быстрого роста мобильной
связи и невероятно быстрого роста браузера Google, исполнительный директор
Mozilla Дэвид Ашер сделал заявление о своей некоммерческой организации — в каком
направлении она развивается и почему нас должно это волновать.

Ашер отметил, что первые годы работы Mozilla принесли очень полезные
результаты. Да, пусть Internet Explorer все еще доминирует, но и его
использование, в сравнении с ранними показателями, значительно сократилось.
Firefox был первым браузером, доказавшим не только необычайный интерес общества
к альтернативам, но и то, что альтернатива может соответствовать современным
веб-стандартам, быть безопаснее и быстрее в работе и, написал он, без
существенных багов.

Сейчас же, говорит он, Mozilla и Web достигли критической точки, потому что
"браузер не является единственным стратегическим фронтом в борьбе за продвижение
и сохранения своего суверенитета среди пользователей". Согласно принципам

Манифеста Mozilla
, руководству, которое использовалось организацией с самого
начала ее работы, существуют множество путей, чтобы зайти в сеть. Но в этом году
компания пережила несколько глобальных отклонений, и сложно представить себе,
что эти события не повлияли на направление работы всей организации.

Ашер прав говоря, что Mozilla и вне разработки Firefox занимает уникальное
место. Это единственное глобальное программное некоммерческое обеспечение,
которое стало настолько популярным, а также которое сделало своим приоритетом
безопасность пользователей. И несмотря на конкуренцию с Chrome, Mozilla и Google
только что продлили сделку Firefox.

Несмотря на то, что доля Chrome на рынке в сравнение с Firefox выросла,
количество людей, использующих Firefox увеличилось, потому что процентная доля
рынка осталась относительно устойчивой в условиях общего роста количества
пользователей интернета. Так, новые пользователи все еще предпочитают Firefox, и
это означает, что несмотря на жесткую конкуренцию с Chrome, воскрешенным
Internet Explorer, и популярным мобильным браузером Opera, в Mozilla есть
что-то, что побуждает пользователей прибегать именно к этому браузеру.

Три новые инициативы были представлены в этом году, и именно они формируют
неясное будущее Mozilla, написал Ашер. Boot2Gecko — root-level  подход,
который потенциально может привести к появлению Firefox OS для смартфонов;
BrowserID — проект, который представляет собой альтернативу Facebook Connect и
логинам Google; и инициатива приложений Mozilla, которая нацелена на то, чтобы с
помощью веб-технологий можно было создавать приложения для всех устройств, а
также предложить стандарт для приобретения приложений и установления
конкурентной среды.

Эти инициативы определенно смелые и, возможно, безрассудные в условиях
жесткой конкуренции с Facebook и Google. Позднее появление Mozilla в этих
отраслях не меняет погоды, и даже Ашер подтверждает, что он не до конца понимает
детали Boot2Gecko, а некоторые сотрудники Mozilla не понимают проект BrowserID.

Мокси Марлинспайк, независимый исследователь безопасности и эксперт в области
онлайн идентификации, объяснил в электронном письме, что ценные функция
социальной связи и стали тем, что так привлекает провайдеров к Facebook Connect.

"Нужно иметь в виду, что технические тонкости BrowserID делают его
эффективным децентрализованным провайдером идентификации, и важно отметить, что
такой провайдер выбирается сервисом, а не пользователем. Когда сервисы выбирают
идентификационных провайдеров, они в большинстве случаев не заинтересованы в
использовании паролей и логинов своих пользователей, и, возможно, даже из-за
того, что сами пользователи не заинтересованы в создании новых паролей и
логинов. Часто это происходит потому, что они хотят придать социальную
значимость сервисам, через которые идентификационный провайдер передает
социальные данные. По своему замыслу BrowserID не предназначен для этого, что и
делает его не таким привлекательным, в отличие от доступного Facebook Connect".

Однако, BrowserID развивается. Один из первых шагов стал Mozilla Watchdog,
который был представлен на прошлой неделе. Watchdog – исследовательский проект
внутри Mozilla Identity, предназначенный для дополнения к BrowserID, которое
рекомендовало бы пользователям использовать более сложные пароли.

Марлинспайк скептически относится к Boot2Gecko, поскольку без четкого плана,
подобного тем, которые используют Apple и Google для связи своих операционных
систем с оборудованием, Boot2Gecko будет "достаточно тяжело продать".

"В общем, не имея контроля над социальными сетями или устройствами, у Mozilla
достаточно мало шансов на какие-то успехи в области операционных систем, а также
систем идентификации", — добавил он.

Ашер написал, что он получил много положительных отзывов на вышеописанные
планы от веб-разработчиков и предпринимателей. "Они в курсе тех угроз, которые
могут появиться в случае доверия Facebook, Google или Apple. Они стремятся
кардинально изменить интернет, что, в свою очередь, решает все эти вопросы в
конструктивном ключе".



Оставить мнение