Хакер #305. Многошаговые SQL-инъекции
Специальный комитет при Еврокомиссии по регулированию в области электронных коммуникаций (BEREC) направил запросы к интернет-провайдерам Евросоюза и собрал максимально полную статистику, кто из них ограничивает P2P- и VoIP-трафик (PDF), нарушая принцип сетевой нейтральности и, возможно, проявляя нечестную конкуренцию.
Принцип сетевой нейтральности не имеет статуса закона нигде, кроме Нидерландов. Но даже в Нидерландах провайдеры имеют право «подрезать» трафик P2P, ссылаясь на нужды безопасности, перегруженность сети и другие причины. Правда, в соответствии с голландским законом, в этом случае они обязаны уведомить абонента (по возможности, заблаговременно) о шейпинге трафика.
Статистика BEREC собрана от 381 европейского интернет-провайдера, в том числе 266 операторов фиксированной связи и 115 мобильных операторов. В общей сложности у этих провайдеров обслуживается 340 миллионов абонентов.
Из 381 провайдера в частичном шейпинге P2P- и VoIP-трафика признались 49 операторов фиксированной связи и 41 мобильный оператор, то есть 18% и 31%, соответственно. Если считать по абонентской базе, то от «цензуры» страдают 21% абонентов фиксированной связи и 36% мобильных абонентов.
Правда, степень ограничения P2P/VoIP трафика у всех провайдеров разная. Кто-то ограничивает его лишь в часы пиковой нагрузки, кто-то применяет ограничения не для всех абонентов, а только для некоторых, да и то — при определённых условиях.
Исследование показало и другие интересные результаты. Например, 100% мобильных операторов применяют лимиты на объём передачи данных (на диаграмме внизу они изображены синим цветом), в то время как среди фиксированных операторов таких менее четверти (зелёным цветом). Похожая ситуация с блокировкой VoIP: она не действует практически ни у одного оператора фиксированной связи, в то время как мобильные операторы «подрезают» Skype с высокой регулярностью.
Результаты этого исследования наверняка пригодятся в предстоящих дебатах о свободе интернета. Скоро в Европарламенте будут обсуждать закон о сетевой нейтральности для всех стран Евросоюза по образцу голландского.