Газовая центрифуга для разделения изотопов урана
В NY Times опубликованы выдержки из будущей книги Дэвида Сангера Confront and Conceal, где он раскрывает подробности операции «Олимпийские игры» — настоящей кибервойны, которую развернули США и Израиль против иранской ядерной программы. Частью этой операции был червь Stuxnet, который должен был помешать Ирану создать ядерное оружие.
Дэвид Сангер — известный журналист, двукратный обладатель Пулитцеровской премии, шеф Вашингтонгского бюро New York Times, член Совета по международным отношениям, так что его источникам можно доверять.
В статье описано, как проходили совещания у президента Обамы, на которых подробно докладывалось о ходе внедрения Stuxnet. Президент постоянно держал руку на пульсе, ему докладывали о прогрессе и он одобрял каждый новый этап.
Летом 2010 года из-за программистской ошибки программа вышла за пределы иранских систем и начала распространяться в вебе в поисках центрифуг Siemens P-1, в результате чего попала в руки специалистам из антивирусных компаний — они присвоили ей название Stuxnet. Как сообщается, ошибка была во второй версии программы, которую независимо от американцев написали израильские коллеги.
Первая версия Stuxnet была написана еще при бывшем президенте Джордже Буше американскими экспертами в тесном сотрудничестве со специалистами израильской армии. Программа имела конкретную цель: искать центрифуги Siemens P-1, которые используются для обогащения ядерного топлива, и физически вывести их из строя. Это осуществлялось за счет неожиданного уменьшения или увеличения скорости вращения центрифуг, так что в конце концов они ломались. Как сообщается, операция увенчалась значительным успехом: количество центрифуг по обогащению урана временно уменьшилось с 5000 до 4000, а ядерная программа Ирана затормозилась на полтора-два года. При этом авторы Stuxnet сумели замести следы, так что иранские специалисты списали инцидент на механические проблемы оборудования.
Целью создания Stuxnet было мирное решение проблемы — американцы очень боялись, что Израиль решится на бомбардировки иранских ядерных объектов, и тогда конфликт может выйти из-под контроля.
После обнаружения Stuxnet власти Ирана значительно ужесточили защиту ИТ-инфраструктуры и начали говорить о полной изоляции страны от интернета. После захвата американского дрона они даже демонстративно заявили, что смогли его хакнуть — это было сделано в отместку американцам, чтобы продемонстрировать им возможности местных иранских хакеров.
Судя по всему, операция «Олимпийские игры» — первый случай, когда США целенаправленно провели атаку на инфраструктуру другого государства с помощью кибероружия.