Активист движения против копирайта Нина Пэйли (Nina Paley) придумала интересную концепцию, которую она называет интеллектуальное неповиновение, соединив в одну фразу «интеллектуальную собственность» и «гражданское неповиновение».
Гражданское неповиновение — действие политического характера, сознательный отказ подчиняться определённым законам с целью привлечения общественного внимания к проблеме, чтобы изменить законодательство. Представляет собой цивилизованную форму протестной акции. Например, обычный гражданин может высказать свой протест против несправедливой государственной политики не с оружием в руках, а просто отказавшись платить налоги.
«Многие люди сейчас нарушают копирайт, оправдывая это незнанием законов, — говорит Нина Пэйли. — Но если они лучше изучат законы, то уже не смогут ссылаться на невежество и fair use». Этим людям придётся или соблюдать жёсткие правила, или осознанно нарушать закон. Во втором случае налицо классическая формула гражданского неповиновения.
В случае с копирайтом гражданское неповиновение не имеет отношения к политике: граждане сознательно отказываются соблюдать некоторые законы об интеллектуальной собственности. Даже цель здесь немного другая: не столько изменить законы немедленно (на это очень мало надежды), сколько показать несправедливость, бессмысленность и неадекватность этих законов в цифровой век. Если люди в массовом порядке перестанут обращать внимание на закон, то правоохранительная система просто не сможет справиться с такой нагрузкой.
В эпоху интернета действуют даже более жёсткие законы о копирайте, чем до интернета — налицо явное несоответствие между научно-техническим прогрессом и эволюцией законодательства. По мнению Нины Пэйли, сегодня невозможно одновременно и соблюдать законы об интеллектуальной собственности, и чувствовать себя свободным человеком. Она говорит, что самоцензура требует слишком больших усилий. Копирайт в нынешнем виде находится в абсолютной дисгармонии с человеческой природой.
P.S. О противоречии копирайта человеческой природе говорит и опыт самиздата в СССР, и нынешняя практика нелегального распространения западных видеокассет и дисков в Северной Корее. Оба случая показывают, что люди стремятся к свободному обмену информацией даже под угрозой физического насилия.
Интервью Нины Пэйли