23 июля в Технопарке новосибирского Академгородка стартует Летняя школа. До окончания регистрации осталось двенадцать дней. Для обучения молодым людям достаточно заполнить одну из трёх заявок и пройти отбор. Программа пятой инновационной школы сфокусируется на тщательной проработке научно-технической и коммерческой составляющих, а также на решении заказных задач с помощью метода краудсорсинга. В работе проекта примут участие 150 молодых людей и порядка 100 экспертов из сферы высокотехнологичного бизнеса. Подробнее о проекте можно узнать на официальном сайте Летней Школы.

Некоммерческое партнёрство «СибАкадемСофт» выступает партнёром Летней школы-2012 и будет курировать секцию «ИТ: веб-сервисы, облачные технологии, мобильные приложения, наукоёмкое программное обеспечение». О том, какими должны быть участники Летней школы, об особенностях направления ИТ и инновационной привлекательности Академгородка рассказывает Ирина Травина, генеральный директор «СофтЛаб-НСК» и руководитель ассоциации «СибАкадемСофт».

— Ирина, помимо вашей секции в направлении информационных технологий будет ещё три. Почему, на Ваш взгляд, эта сфера так популярна?

— Объективно получается так: во всём мире стремительно растет количество компьютеров, телефонов, смартфонов, планшетов и различных гаджетов. Все эти устройства сами по себе — ничто, если на них нет программного обеспечения и контента. Так что, чем больше устройств — тем больше требуется программ. ИТ — отрасль одновременно и самостоятельная, и инфраструктурная по отношению ко всем другим сферам: промышленности, медицине, образованию, госуправлению, и так далее. Поэтому рынок растёт, что влечёт за собой недостаток кадров. За ценных специалистов идёт борьба, их переманивают из компании в компанию большими зарплатами. Это, безусловно, делает информационные технологии привлекательной сферой для молодёжи.

В редком вузе сейчас нет специальности, связанной с информационными технологиями. Соответственно, образуется большое количество студентов-айтишников, среди которых много активных, творческих людей. Специфика отрасли такова, что даже молодая команда, имея только компьютер и идею, может создать продукт, который «выстрелит».

— Ирина, как Вы считаете, участники ЛША — это только студенты? Кому ещё будет интересен и полезен проект?

— Безусловно, не только студенты. Это все, кто делает первые шаги в бизнесе, в том числе и в IT-бизнесе. Не только самостоятельные участники, но и, например, компании, созданные по ФЗ-217. У них, как правило, уже есть кураторы — институты и университеты, но последние не всегда могут предоставить помещения и адекватную помощь. С этой точки зрения университетским стартапам может быть интересно участвовать в Летней школе, чтобы потом претендовать на место в бизнес-инкубаторе Академпарка.

На самом деле, в любом возрасте полезно учиться. Поэтому, на мой взгляд, Летняя школа — для всех активных людей, которые хотят чего-то достичь в этой жизни. Здесь они смогут не просто заполнить какие-то пробелы в знаниях на мастер-классах от ведущих специалистов в разных областях. Попав в сообщество себе подобных, посмотрев, как они развиваются, человек соотносит себя и свой проект с другими, имеет возможность оценить свои сильные и слабые стороны. Ценность ЛША не только в лекторах, экспертах и менторах, но и в общении с единомышленниками. Это позволяет предпринимателям сделать очень мощный рывок в развитии.

— Вы неоднократно выступали на инновационных Школах Академпарка в качестве эксперта. Чего не хватает участникам?

— Прежде всего, они очень далеки от рынка. Представления о том, что востребовано, очень смутные. Возникает много наивных проектов, создатели которых не понимают, кто их потребитель, не изучают рынки, плохо ищут информацию в сети. Особенно это касается интернет-продуктов, у которых часто изначально неверные бизнес-модели. Участие в Летней школе помогает разобраться в идее, осознать свой продукт, определиться, стоит ли заниматься им дальше.

Мне бы хотелось, чтобы участвовало больше реальных предпринимателей в сфере ИТ, не только с интернет-проектами. К сожалению, существует перекос в эту сторону. На своей секции мы постараемся сделать охват шире. Мы не концентрируем только на конкретных технологиях, а пытаемся дать понимание рынка в целом, объяснить, что является востребованным.

Универсальный рецепт для всех школьников — быть любопытными и активными в потреблении знаний. Я знаю по своему опыту: на любой стажировке можно что-то почерпнуть, найти что-то полезное. И Летняя школа даёт шанс поработать со многими экспертами, получить новые знания. Главное — хотеть их усваивать.

<>— Какие мероприятия кроме Школ нужны, чтобы расшевелить молодежь, вызвать у неё интерес, привлечь к инновационной деятельности?

— На самом деле, уже сейчас проводится много таких мероприятий. Регулярные Школы и встречи клуба «IT-посиделки» в технопарке, Интерра, конкурсы на других площадках, в том числе, в университетах. Просто нужно, чтобы они были систематизированы, формировали своеобразный календарь событий. Чтобы молодой человек имел возможность выбрать, где принять участие и проявить себя. Для этого существует много форматов, в данный момент они все ещё несколько разрознены, а должны встраиваться в единую систему.

— Исторически Академгородок складывался, как центр притяжения молодых, энергичных, творческих учёных. Есть ли у него шанс сейчас вновь стать таким местом, привлекательным для креативной научной среды?

— В начале двухтысячных было некоторое затишье, связанное с тем, что институты приходили в себя после бурных девяностых, инновационное предпринимательство в основном ходило в «детских штанишках». Тогда и отношение в научной среде к инновационному бизнесу было скорее негативным. Но этот период, на мой взгляд, прошёл. Сейчас наука и бизнес смотрят друг на друга, отчасти, как на партнёров, отчасти, как на конкурентов в борьбе за кадров. В Академгородке на разных уровнях идет процесс общественного бурления. Активизировались различные движения, фонды, формируются профессиональные сообщества. Академпарк, конечно, играет в этом немалую роль, он выступает как раз местом притяжения. Показательны и изменения в Академии наук: если раньше их основной задачей было хоть как-то удержаться на плаву, то сейчас уже создаются программы развития.

Очень часто в прессе можно встретить пожелания в адрес участников Летней школы, но мы как раз хотим узнать, что Вы посоветуете самим организаторам проекта?

Конечно, успешно провести это мероприятие, не забывая об опыте прошлых лет. После — обязательно провести работу над ошибками и не расстраиваться, если будут мелкие неудачи. Это будет только пятая Школа (Летняя — третья), а это не срок для такого проекта: ещё идет формирование программы и концепции. Сейчас Школа еще в процессе становления, и я думаю, что совместно мы всё же нащупаем тот формат, который сочтём наиболее полезным. Главное, видеть глобальную задачу: сделать не одно конкретное мероприятие, провести его и забыть, а ориентироваться на длинную работу с начинающими предпринимателями, на регулярную организацию подобных Школ.

Беседовала Дарья Шамовская



Оставить мнение