10 октября состоялась презентация исследования «Экономика Рунета 2011-2012», проведённого Российской Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), совместно с Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) и Boston Consulting Group (BCG).

В ходе мероприятия был представлен полный отчёт о состоянии интернет-экономики России, динамике её развития, структуре, точках роста и сдерживающих факторах.

Мероприятие открыл помощник Президента РФ Игорь Щёголев, который кратко представил полученные результаты исследования по 11 наиболее активно развивающимся рынкам Рунета.

Суммарно объём 11 исследованных рынков сравним с 553,79 млрд рублей по итогам 2011 года. Однако объём всех интернет-зависимых рынков, представленных авторами отчёта в виде единой экосистемы и включающих такие сегменты экономики, как рынки предоставления инфраструктуры, связи, доступа в интернет, торговые площадки B2G/G2B и B2B (которые не относятся к интернет-бизнесу в чистом виде и не являются предметом настоящего исследования) в сумме с исследуемыми 11 рынками — превышает 2,52 трлн. руб.

Ожидаемый рост экономики Рунета в 2012 году составляет порядка 30%, что значительно превышает средний рост экономики России в целом, а также многих отдельных сегментов экономики страны.

Объем рынка SaaS-решений (программное обеспечение как услуга) в Рунете был оценен в 1,89 млрд рублей в 2011 году. Сфера электронной коммерции в России исследована в трёх больших сегментах: ритейл в объеме 309,4 млрд рублей, электронные платежи в объеме 166,7 млрд рублей, а также продажи электронного контента и игр в объеме 8,24 млрд рублей.

Экспертами были оценены наиболее активные и крупные рынки индустрии интернет- рекламы — рынок медийной рекламы составил 15,83 млрд рублей.

Отдельно для исследования были выделены только формирующиеся и быстро растущие новые рынки рекламно-маркетинговых услуг: это рынок видеорекламы в объеме 0,8 млрд рублей, рынок контекстной рекламы (в России в 2011 году был равен 24,24 млрд рублей), рынок маркетинга в социальных сетях или SMM (объем составил 2,98 млрд рублей).

Объём рынка поисковой оптимизации (SEO-рынок) составил 8,56 млрд рублей, а рынок веб-разработки — 9,83 млрд рублей. Рынок услуг хостинга и регистрации доменов эксперты оценили в 5,32 млрд рублей.

Эксперты подчеркнули, что общая сумма в 553,79 млрд рублей не учитывает обороты рынка электронных торгов, рынка телекоммуникаций и доступа в интернет, а также рынок инвестиций в интернет-компании, что в совокупности превышают исследованный сегмент в несколько раз.

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко отметил основные достижения отрасли на сегодняшний день. По его словам, значительная часть рынка вошла в фазу зрелости, но на фоне высоких темпов развития наблюдаются характерные «болезни роста». Тем не менее Рунет на сегодняшний день не просто конкурентоспособен, но и занимает лидирующие позиции по многим направлениям.

Новые сегменты на рынке появляются одновременно с общемировыми тенденциями, также активно предпринимаются попытки выхода за пределы рынка России и стран СНГ (при этом сохраняется замкнутость на внутреннем рынке потребления товаров и услуг). Среди безусловно положительных тенденций в ходе исследования были отмечены консолидация игроков на рынке, выход офлайнового бизнеса в Сеть и уверенный курс на саморегулирование в пределах отрасли, включающий активную работу в рамках отраслевых объединений. Многие показатели российского интернет-рынка выводят его на первое место в Европе, что улучшает и инвестиционный климат в данной отрасли.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представил методологию исследования и рассказал о ходе его проведения. Методика исследования разработана Российской Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), основные векторы исследования согласованы с Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) и Boston Consulting Group (BCG).

В ходе работы интернет-экономика была разделена на 11 рынков, была выработана классификация и подходы к измерению объемов этих субъектов. В рамках проекта были проведены глубинные интервью с различными экспертами, осуществлялись полевые исследования и опросы, а также согласование основных выводов с признанными гуру рынка. Всего в исследовании приняли участие 282 эксперта, заполнивших опросные анкеты по 11 рынкам. Выбранная методика позволяет заявить, что исследование «Экономика Рунета 2011-2012» является независимым и носит характер общеотраслевого.

По оценке Рики Дрори, директора по маркетингу Google в регионах Юго-Восточная Европа, Средний Восток и Африка, конкурентноспособность российских интернет-компаний и российских интернет-сервисов неуклонно растёт — на сегодняшний день Россия входит в пять приоритетных рынков для Google. Интернет создаёт возможности и условия для развития и роста предпринимательской деятельности во всём мире, но пока российские компании малого и среднего бизнеса не могут сравниться по доходам с западными коллегами. Ситуация в скором времени может поменяться, если Рунет будет пользоваться активной государственной поддержкой. Наиболее перспективным, по мнению представителя Google, является направление SaaS в связи с низким порогом входа на рынок. «Интернет сегодня становится двигателем развития инновационной экономики и обеспечивает появление не только новых игроков на существующих рынках, но и новых рынков в целом. Чем больше внимания уделяется интернет-экономике — и, в частности, развитию среднего и малого бизнеса в Сети — тем быстрее будет проходить их дальнейший количественный и качественный рост», — заявила Рики Дрори.

В докладе генерального директора Холдинга OZON.ru Маэль Гавэ были отмечены огромные возможности для развития рынка электронной торговли, однако были упомянуты и болевые точки, существующие в данный момент. Затраты на привлечение заказа в онлайн-магазине зачастую превышают средний чек от покупки, процесс доставки по стране заказа связан с определёнными усилиями, требующими в идеале наличия собственной курьерской системы доставки. Много усилий на сегодняшний день тратится на привлечение инвестиций, без которых онлайн-магазин не может запуститься. Еще один важный момент — необходимость улучшения правового поля в Рунете.

Марина Трещова (генеральный директор FastLane Ventures) рассказала о повышении инвестиционной привлекательности Рунета. Значительная часть инвестиций в прошлом году осуществлялась в частные компании (несколько сделок), катализатором процесса стал выход российских компаний на IPO. Большая часть денег была привлечена стартапами (увеличение инвестиций до 500 млн. руб. в 2011 году), однако объём посевного финансирования снизился — инвесторы предпочитают вложения в готовые проекты, которые доказали свою состоятельность.

В качестве вывода спикеры согласились с тем, что российский̆ интернет сегодня не просто проник во все сферы жизни общества, бизнеса и госуправления, но и стал той самой инновационной̆ экономикой̆, о которой̆ много говорится в последнее время и которая должна стать драйвером развития новой̆ экономики России.

Подробно итоги исследования и развитие методики будут обсуждаться 17-19 октября в ходе Недели Российского Интернета RIW-2012.

Презентацию итогов исследования «Экономика Рунета 2011-2012» можно скачать по ссылке, полный текст отчета «Экономика Рунета 2011-2012» в формате PDF доступен бесплатно по индивидуальному запросу.

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии