Вот уже три года на сайте DarkPatterns.org пополняется уникальная коллекция — реальные примеры, как профессионалы используют специфические приёмы веб-дизайна для обмана интернет-пользователей и побуждения их к «нужным» действиям. Например, принуждения к покупке ненужного товара или переходу по рекламной ссылке.
Коллекция Dark Patterns — вовсе не ошибки дизайна, совсем наоборот. Это результат работы грамотных специалистов, которые сознательно применяют своё мастерство в нечистоплотных целях. Они могут назвать это «эффективным дизайном» или «продающим сайтом», но суть именно в манипуляциях с целью получения выгоды.
Одним из классических примеров использования манипулятивных приёмов в веб-дизайне можно назвать интерфейс настроек приватности в социальной сети Facebook. Это очень тонкая работа, по достоинству оценить которую могут только коллеги-дизайнеры. Грань между искусством и мошенничеством очень смутная, иногда её трудно разглядеть.
Конечно, Facebook — далеко не единственный пример. Обман окружает пользователя повсюду. Дешёвые авиакомпании незаметно подкладывают в корзину покупателю ненужную страховку. Интернет-магазины прячут информацию о дополнительных сборах до последнего этапа расчёта за покупку. Маркетинговые сайты требуют ввести давно забытый пароль, чтобы отказаться от рекламной рассылки. Производители продуктов питания (в реальном мире) затрудняют сравнение цен между продуктами, уменьшая размер упаковки.
На сайте Dark Patterns все типы манипулятивных приёмов веб-дизайна разбиты по категориям.
1. Приманка и переключение. Пользователь совершает одно действие, а вместо этого происходит нечто другое.
2. Замаскированная реклама. Баннеры маскируются под контент или навигацию, чтобы поощрить пользователя нажать на рекламу.
3. Скрытая детализация. Вместо доставки каждый месяц подробной детализации в почтовый ящик пользователя, сервисные компании пытаются заставить пользователя самого её проверять. Подразумевается, что он забудет это сделать.
4. Принудительное продление. Пользователь подписывается на бесплатную пробную услугу, но ему принудительно продлевают платную подписку.
5. Принудительное раскрытие информации. Чтобы предоставить пользователю бесплатную или дешёвую услугу, его заставляют раскрыть некую персональную информацию, которая на самом деле необязательна для совершения транзакции.
6. Спам френдов. Приложение просит авторизации, а потом публикует сообщения в социальной сети от имени пользователя, направляя спам на его френдов.
7. Скрытая стоимость. На последнем этапе оплаты за товар пользователю вдруг предлагают оплатить ещё небольшую сумму (комиссия, страховка, налог и т.д.).
8. Смена фокуса. Внимание пользователя специально привлекают к постороннему объекту, чтобы отвлечь внимание от главного.
9. Предотвращение сравнения цен. Практика обфускации ценовой информации разными способами: изменение количества товаров в упаковке, изменение размера упаковки и т.д.
10. «Цукеринг приватности». Описанная выше практика использования приёмов веб-дизайна и фразеологизмов, чтобы склонить пользователей к нужному выбору. Термин «цукеринг» (zuckering) для подобных действий предложил использовать Фонд электронных рубежей.
11. Ловушки предполагают создание ситуации, когда пользователю будет максимально сложно отказаться от сделанного выбора, отменить своё действие (например, отменить платную подписку на журнал).
12. Блокировка. Интерфейс затрудняет для пользователя желаемое действие, помещая перед ним на экране посторонний объект. Например, появление рекламы на кнопке паузы в видеоплеере.
13. Сюрприз в корзине. Добавление лишнего товара в корзину покупателя.
14. Вопросы с подвохом. Обращение к пользователю сделать выбор, когда при беглом прочтении текста создаётся одно впечатление, а при внимательном — совсем другое. Эта уловка основана на том, что пользователи склонны невнимательно читать тексты в интернете («сканировать» их по диагонали).
Слайды презентации Dark Patterns