Вчера Брэдли Мэннинг официально признан виновным по 19-ти пунктам обвинения, включая нарушение законов Espionage Act и CFAA (Computer Fraud and Abuse Act) за передачу примерно 700 тыс. государственных документов в Wikileaks, среди которых свидетельства военных преступлений армии США.
К счастью, информатору удалось избежать ответственности по самому серьезному обвинению в «пособничестве врагу», за которое ему грозила высшая мера наказания. Тем не менее, вердикт очень суров и предусматривает максимальный срок заключения 136 лет, по сумме всех обвинений (см. таблицу).
Конкретные сроки и условия наказания суд огласит позднее. Кроме того, у Брэдли Мэннинга остается право на подачу апелляции, которым он обязательно воспользуется.
Фонд электронных рубежей (EFF) уже опубликовал предварительный комментарий к вердикту. EFF считает, что сейчас можно говорить о некоторых явно выраженных тенденциях в вынесении строжайших приговоров за использование компьютерных инструментов. Обвиняемые по этим делам получают «неадекватно строгое и несправедливое наказание», против них применяют специфические законы вроде вышеупомянутых CFAA и Espionage Act. По мнению EFF, эту тенденцию можно называть «хакерским сумасшествием» властей. «Используя эту стратегию, сторона обвинения преподносит действия человека, который использует компьютер, как более опасные или более страшные, чем они есть на самом деле. Обвинение специально подчеркивает использование цифровых инструментов, обращаясь к судье, не разбирающемуся в технологиях или технофобу». Средний судья меньше разбирается в компьютерах, чем обычный американец, а иногда попросту боится и недолюбливает компьютеры.
Обвинение часто делает ставку на техническую неграмотность судей, и эта ставка почти всегда выигрывает, за редким исключением, как в деле Oracle против Google, когда судья оказался программистом.
Эту тактику прокурор использовал и в деле Брэдли Мэннинга, подчеркивая использование обвиняемым программы Wget для сбора информации, как будто это страшный и преступный метод взлома, хотя Wget — стандартная UNIX-программа, которой более 15-ти лет, и она не более опасна, чем поисковая строка Google. Но суд, очевидно, этого не понял.
Это уже не первый подобный случай. Например, в 2009 году полиция Бостонского колледжа в обосновании для выдачи ордера на обыск одного из пользователей указала, что тот использует операционную систему Linux с «черным экраном и белым шрифтом».
EFF напоминает, что и сам закон Computer Fraud and Abuse Act был принят после того, как президент Рональд Рейган посмотрел художественный фильм «Военные игры» с абсолютно выдуманным сюжетом, но увиденное его напугало.