Точка всегда была самым простым и скромным знаком пунктуации. В последнее время ситуация изменилась — и она начинает выражать некоторую степень злости. «Я заметил в своих текстовых сообщениях и онлайновых чатах, что люди используют точку не просто для завершения предложения, а для выражения недовольства», — пишет журналист издания New Republic Бен Крэйр (Ben Crair).
И действительно, представьте, что после рабочего дня вы пишете своей девушке: «Я знаю, что мы забронировали место в ресторане на твой день рождения сегодня, но может будет более романтично, если мы закажем ужин домой?». Если она отвечает
да, можно и так
Тогда можно позвонить в ресторан и заказать что-нибудь на вынос.
Если же в ответ вы видите
да, можно и так.
То лучше выпить чашечку кофе: вероятно, вы будете кушать дома в одиночестве.
Казалось бы, разница между двумя вариантами совершенно незначительна. Но практика показывает, что вопреки законам лингвистики здесь огромная смысловая разница, особенно если пишет девушка.
Журналист Крэйр не одинок в своем мнении. Профессор лингвистики из университета Пенсильвании Марк Либерман (Mark Liberman) тоже говорит об этом странном феномене. Его 17-летний сын сказал, что текст выглядит слишком агрессивным и жестким, если ставить точку после каждого предложения. Нейтральный стиль текста в онлайновых чатах предполагает, что точки заменяются разрывом строки.
извини насчет прошлого вечера
в следующий раз закажем пиццу
Это выглядит нормально, в отличие от той же фразы с точками, которая явно выражает недовольство.
извини насчет прошлого вечера.
в следующий раз закажем пиццу.
Исследование американских студентов показало, что они используют точки в конце предложений всего в 39% текстовых сообщений и в 45% онлайновых чатов. Для последних предложений в передаче этот процент еще меньше: всего 29% и 35%, соответственно.
Знание лингвистических тонкостей и массовой психологии исключительно важно для проведения грамотных атак с помощью социальной инженерии. Во многих случаях общение с происходит в текстовом чате и нужно создать правильный образ, манипулируя собеседником.