Прошло десятилетие после 4 февраля 2004 года, когда юный хакер из Гарвардского университета Марк Цукерберг запустил сайт TheFacebook.com — прообраз современного «Фейсбука». 19-летний студент второго курса работал из своей комнаты в общежитии и это был уже не первый его проект. Незадолго для этого Марк взломал локальную студенческую сеть и проник в базу данных с удостоверениями личности студентов. Фотографии он выложил на сайте Facemash, его закрыла администрация Гарварда в течение нескольких дней.

Марк Цукерберг в комнате студенческого общежития Гарварда, 2005 год

Новый проект тоже с первых дней приобрел скандальную репутацию. Были и судебные иски, и споры между сооснователями и инвесторами. Но социальная сеть для студентов стремительно набирала популярность, и Facebook почти каждую неделю открывал версии для других университетов США. Идея выставления на всеобщее обозрение личных фотографий и персональных записей оказалась на удивление популярной.

Интерфейс TheFacebook.com в 2005 году

В 2005 году компания купила доменное имя facebook.com за $200 тыс., а в сентябре того же года открылся раздел сайта для старшеклассников. Инвайты на Facebook получили и сотрудники некоторых компаний, в том числе Microsoft и Apple. Наконец, 26 сентября 2006 года сайт наконец-то открылся для всех желающих, кому исполнилось 13 лет и у кого есть адрес электронной почты. Кстати, всего через три месяца после этого начал работу и российский проект «Вконтакте», который называют «клоном Facebook».

Сегодня аудитория Facebook составляет 1,23 млрд человек (учтены пользователи, которые заходят на сайт хотя бы раз в месяц). Среднее время на сайте — 8 часов в месяц. Оценка «фейковых» профилей — от 5,5% до 11,2%.

Проводится много исследований, чтобы понять: что именно так привлекает людей в социальные сети и что им больше всего не нравится там. С первым проще: публикация фотографий/заметок о своей жизни с просмотром личных фотографий/заметок своих знакомых и друзей, чтобы поддерживать социальные связи и заводить новые знакомства.

В то же время, главный недостаток Facebook, по опросам пользователей, — это продолжение его достоинств, а именно публикация слишком большого количества личной информации от отдельных друзей и знакомых (oversharing). Такие люди сильно раздражают. Есть и другие недостатки: например, публикация ваших фотографий, а также фотографий ваших малолетних детей без вашего согласия. Люди говорят, что им не нравится в социальных сетях «давление с целью раскрыть слишком много информации о себе».

Кроме того, для некоторых людей просмотр чужих фотографий и видео — особая форма мазохизма, если верить психологическим исследованиям. Другими словами, люди испытывают депрессию, но все равно продолжают действовать по прежнему сценарию.

Оставить мнение