Сегодня главной новостью в деловых и компьютерных изданиях стала покупка корпорацией Facebook сервиса для обмена сообщениями WhatsApp. У многих комментаторов вызвала удивление высокая сумма сделки: $4 млрд деньгами, $12 млрд акциями и дополнительно $3 млрд опционов на протяжении четырех лет сотрудникам WhatsApp. То есть $16 млрд или даже $19 млрд. В любом случае, цифра очень большая.
Мало кто понимает, за что конкретно платят такие деньги. Сервис создан в 2009 году украинским эмигрантом и его другом — и WhatsApp практически не отличается по функциональности от множества себе подобных, в том числе Viber или Facebook Messenger. Здесь тоже абоненты передают друг другу текстовые сообщения, фотографии и видеоролики.
Венчурные инвесторы из компании Sequoia Capital, которые в свое время дали деньги на развитие проекта, объясняют сумму сделки четырьмя числами: 450, 32, 1, 0.
a) ежемесячная активная аудитория WhatsApp превышает 450 млн человек;
b) количество работающих программистов — всего лишь 32 человека, то есть по 1 сотруднику на 14 млн активных пользователей, что говорит об удивительном таланте специалистов и технической мощи платформы WhatsApp: она передает до 54 млрд сообщений в сутки и практически не дает сбоев: аптайм за прошлый год составил 99,92%;
c) один доллар стоит ежегодная подписка на WhatsApp при том, что первый год предоставляется бесплатно: введение минимальной оплаты позволило сервису полностью отказаться от рекламы, в то время как большинство конкурентов выбрало бесплатную модель с надоедливыми баннерами;
d) ноль долларов потратила фирма на рекламу и маркетинг за свою историю: в штате нет ни одного специалиста по рекламе, а успех программе обеспечил только вирусный маркетинг.
Самую оригинальную версию причины успеха высказал директор компании TextIt, которая занимается разработкой платформы для SMS-приложений. Он говорит, что WhatsApp удалось победить конкурентов благодаря тому, что те выпускали мобильные приложения только под iOS/Android/Blackberry, а вот WhatsApp выпустил еще приложение на J2ME (Java 2 Mobile Edition), хотя его разработать было сложнее всех.
Значительная часть пользователей WhatsApp находится в развивающихся странах, где велика популярность телефонов с J2ME. Люди там живут на 10 долларов в день или меньше — и не могут позволить себе iPhone или Android. Директор TextIt говорит, что WhatsApp стал стандартом де-факто для передачи сообщений практически во всех странах, кроме США. Например, в Руанде WhatsApp установлен практически у каждого, без него невозможно нормально жить.
Может, именно за счет этих стран WhatsApp смог нарастить пользовательскую базу такими фантастическими темпами: сейчас к сервису подключается по 1 миллиону человек ежедневно.
Мнение директора TextIt — просто еще одна попытка понять, за что же уплачены такие деньги.