Исследователь из Microsoft Research, профессор Нью-Йоркского университета и автор нескольких книг Дана Бойд (Danah Boyd) считается одним из самых авторитетных специалистов в своей области. Она изучает влияние технологий на общество, а последняя ее книга «Все сложно» посвящена взаимодействию тинейджеров и социальных сетей. Книга основана на десяти годах исследований и более 150 подробных интервью с представителями подрастающего поколения.

Дана Бойд

На недавней конференции SXSW все билеты на выступление Даны Бойд были распроданы. Это и неудивительно, потому что сегодня перед многими специалистами и ИТ-компаниями возникают проблемы не технологические, а требующие понимания социальной динамики: как меняется общество и что людям нужно от технологий.

По словам Бойд, шумиха вокруг Facebook и социальных медиа — это не новый феномен, а просто еще одно проявления одержимости общества гиперопекой, пишет The Verge. Люди склонны считать любую новую технологию по умолчанию вредной, и приступы моральной паники повторяются в каждом поколении: это было с комиксами, рок-музыкой, MTV и т.д. Но суть в том, что новые технологии далеко не всегда несут негатив. С большинством современных детей все в порядке, и взрослые ищут проблемы не в том месте, уделяя недостаточно внимания молодым людям, которые действительно в беде, страдают от домашнего насилия или издевательств в школе и сообщают об этом в социальных сетях.

«Эти инструменты [социальные медиа] отражают и усиливают хорошее, плохое и ужасное, — говорит Бойд. — Мы используем публичность для паники вместо того, чтобы искать новые способы помочь молодежи. Нет ничего более раздражающего, чем использование в своих целях страха родителей за детей. Нужно противостоять этой культуре страха, если мы хотим чего-то добиться». Часть проблемы еще и в том, что сейчас многие родители заводят детей в 30-40 лет, когда у них остаются весьма смутные воспоминания о собственном детстве.

На вопрос о том, почему молодежь использует так много программ и сервисов для общения, Бойд объясняет, что эпоха Facebook — это аномалия. «Идея всем ходить на единственный сайт просто странная. Фрагментация — более естественное состояние вещей». Люди могут объединяться по интересам: например, твиттер для одного типа общения, а в Instagram — совсем другая «тусовка френдов», на Tumblr — еще один новый круг общения. Все они разные, и невозможно управлять разными кругами общения на одном-единственном Facebook, говорит Дана Бойд. При этом она не считает, что в будущем пользователи массовой уйдут с Facebook. Нет, просто этот сайт выпадет из основной сферы эмоциональных интересов, как это случилось с электронной почтой. Люди будут ходить на Facebook, но это станет скучной рутинной процедурой, а не каким-то захватывающим опытом. Ценность социального графа Facebook не уменьшится со временем, так что полностью отказаться от него будет трудно.

Оставить мнение