Современное общество незаметно и естественным образом скатывается в состояние, которое было описано в киберпанковских произведениях прошлого века. Например, недавно некоторые школы США начали использовать новую программу CourseSmart с инновационными аналитическими инструментами. Среди них — проверка времени суток, в которое школьник изучает материал. Если он читает весь учебник вечером и ночью перед уроком вместо того, чтобы изучать его постепенно на протяжении всей недели, то учитель получает предупреждение о «недостаточной вовлечённости» ученика в курс.

Разработчики CourseSmart подчёркивают, что их разработка не просто показывает результаты тестов, но ведёт постоянный мониторинг индекса вовлечённости. Таким образом, она определяет не только результат, но и то, насколько правильно школьник подходит к учёбе.

Безусловно, новаторская программа поможет учителям найти лучший индивидуальный подход к каждому ученику, улучшит успеваемость и повысит уровень знаний. Но в то же время она словно списана с классического киберпанковского романа Нила Стивенсона «Лавина» (1982). Точно так работала система надзора за федеральными работниками, которая отслеживала в том числе время прочтения документов.

«Подтянув к себе новую памятную записку, мама И. В. сверяется со временем и начинает читать. Плановое время прочтения — пятнадцать и шестьдесят две сотых минуты. Позже, когда Мариэтта в 9 вечера в своем личном отдельном офисе будет просматривать статистику по офису за день, она увидит имя каждого сотрудника, а рядом с ним — время, которое он потратил на чтение этой памятной записки, и её реакция, основанная на потраченном времени, будет выглядеть приблизительно так:

Меньше 10 минут. Время для собеседования и, возможно, рекомендаций по изменению отношения к работе.

10–14 минут. Присмотреться к этому сотруднику; возможны проявления небрежности.

14–15,61. Квалифицирован, своё дело знает, но иногда может пропустить важную деталь.

Ровно 15,62. Умник. Рекомендации по изменению отношения к работе.

15,63–16 минут. Лизоблюд. Ненадёжен.

16–18. Методичный работник, иногда может погрязнуть в незначительных деталях.

Больше 18 минут. Просмотреть видеоплёнку камеры наблюдения, проверить, чем занимался данный сотрудник (т.е. возможен несанкционированный выход в туалет).

Мама И. В. решает потратить на чтение памятной записки от четырнадцати до пятнадцати минут. Сотрудникам помладше лучше провести за чтением подольше, чтобы проявить тщательность, а не самоуверенность. Старшим сотрудникам лучше читать побыстрее, чтобы выказать хороший потенциал управленца».

Нил Стивенсон, «Лавина»

Вообще-то, киберпанковские романы о мрачном будущем должны были стать мерой предостережения для человечества, а не прямым руководством к действию.

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии