Когда люди удовлетворили базовые потребности, они начинают проявлять альтруистическое поведение, то есть делятся лишними ресурсами. Учёные говорят о возрождении так называемой экономики дарения (sharing economy) как формы взаимного альтруизма. Она особенно ярко проявляется в цифровой сфере: открытая публикация научных исследований, свободный файлообмен, программы с открытым исходным кодом, wiki-проекты, продажа цифровых товаров за произвольную сумму или бесплатно и т.д.

Экономика дарения проявляется и в офлайне: люди отдают незнакомцам ненужные книги, одежду и т.д. Один из интересных примеров — раздел The Random Acts of Pizza на форумах Reddit, где любой желающий может попросить бесплатную пиццу, а кто угодно может купить и оплатить доставку для него. Конечно, чтобы «выпросить» у сообщества еду, нужно представиться и рассказать интересную историю.

Учёные из Стэнфордского университета провели исследование, от каких факторов зависит успешность просьбы. Для анализа взяли всю базу сообщений в сообществе с декабря 2010 года по сентябрь 2013 года. Это более 21 000 сообщений, в том числе заявки, отчёты о выполнении и комментарии. Затем они скачали историю сообщений на Reddit каждого пользователя, который отметился в пицца-сообществе. База выросла до 1,87 млн сообщений

После фильтрации система выявила 5738 запросов на пиццу. Из выборки удалили 379 запросов, результат по которым остался неясным.

Остальную выборку распределили на две неравномерные части: 70% и 30%. На первой части запустили аналитическую компьютерную систему, которая выявляла специфические факторы, наиболее сильно влияющие на успех просьбы. На оставшейся части затем проверяли точность предсказания компьютерной программы. Заранее скажем, что точность составила 70%, то есть результаты можно назвать вполне достоверными.

Итак, как показало исследование, сильнее всего на успех просьбы влияет величина кармы. Чем выше рейтинг у пользователя на сайте, тем скорее он получит бесплатную пиццу. Например, для студентов с кармой 0 или 8 вероятность получения бесплатного подарка составляет 5% и 16%, соответственно.

Во-вторых, сильно влияет размер сообщения. Чем длиннее история — тем выше вероятность покушать.

Один из существенных факторов — обещание заплатить позже. Кроме того, положительно влияет упоминание работы, семьи и денег. Сообщения от студентов получают чуть меньше положительных откликов, а самая стойкая негативная корреляция зафиксирована для так называемых «страстных прошений» (craving), то есть сообщений с упоминанием «друзей», «пьянства», «празднований» и т.д. То есть эдакие спонтанные просьбы, обычно не связанные с интересной историей.

Исследование стэнфордских учёных — одна из первых работ по изучению мотивации людей, которые проявляют альтруизм и участвуют в экономике дарения. Это очень перспективная тема, изучение которой наверняка будет продолжаться.



Оставить мнение