Компания Nvidia начала расследование по случаю продажи пепрепрошитых видеокарт в Германии. Как сообщается, в партии видеокарт (вероятно, GeForce GT 440) мошенники перепрошили BIOS и продавали их под видом GeForce GTX 660 за 163,80 евро. На наклейке было указано название "GTX660 4096MB Nvidia Bulk”.
Поддельные видеокарты обеспечивали примерно 25% производительности от оригинальных GTX 660, оснащались старой медленной памятью DDR3 вместо GDDR5. Почти как в том старом анекдоте, чем отличаются поддельные новогодние игрушки от настоящих: «Они, как-то... не радуют».
Что характерно, фальшивки продавал вполне авторитетный ритейлер Kosatec.
Расследование показало, что Kosatec купил эту партию у голландского дистрибутора Point of View (есть счета-фактуры и накладные). Тот, в свою очередь, заявил о непричастности к инциденту.
Хотя масштаб мошенничества не слишком велик, но покупателям даже в других странах следует быть начеку и проверять маркировку микросхем. Возможно, у дистрибутора Point of View отовариваются не только немецкие ритейлеры.
Нужно заметить, что похожие трюки иногда практикуют и сами производители. Они ставят разные прошивки на одну и ту же карту, продавая две модификации под разными маркировками по разной цене. В более дешёвой модели намеренно ограничивают некоторые функции и снижают производительность. Это имеет смысл с точки зрения маркетинга, позволяя охватить аудиторию в нижнем ценовом сегменте. Как вариант, старую модель (например, GeForce2) могут позиционировать как модель начального уровня в новой линейке (GeForce 4MX).
Производители процессоров поступают таким же образом, например, блокируя одно из процессорных ядер и продавая «обрезанные» изделия под другой маркировкой и по более низкой цене.
В офлайне этот приём часто используется в выпуске одного и того же сока под разными брендами по цене, которая отличается в несколько раз. Это позволяет охватить разные потребительские сегменты: от самых бедных слоёв населения до самых богатых, которые не могут позволить себе покупать дешёвый сок из-за своего высокого социального статуса.
Конечно, легальный маркетинг в нельзя сравнить со случаем в Германии, потому что там было мошенничество чистой воды: посторонние люди присвоили себе добавленную стоимость, которая принадлежит производителю.