Сегодня утром официально закрыта ветка с финальной версией ядра 3.19. Кстати, по плану Торвальдса, следующей версией после Linux 3.19 будет Linux 4.0.

Среди самых значительных улучшений названо следующее.

1. Улучшенная поддержка драйверов для ThinkPad, Dell, Acer, HP, EeePC, Asus, Sony, Toshiba, чтобы нормально работали некоторые аппаратные кнопки, специальные клавиши, подсветка и прочее.

2. В ядро наконец-то внесены драйверы AMDKFD, за судьбой которых сообщество наблюдало несколько месяцев, с момента публикации 83 патчей AMD. Это первая реализация архитектуры HSA (Heterogeneous System Architecture) в свободном коде. Драйверы для семейства графических процессоров Radeon и простую поддержку любых HSA-совместимых устройств — ключевой элемент для полной поддержки HSA под Linux. Архитектура HSA позволяет разным устройствам на одной шине (CPU, DSP, GPU и прочие) более эффективно делить системные ресурсы, в том числе оперативную память, рабочие очереди из userspace и др.

3. Базовая аппаратная поддержка графики Skylake следующего поколения от Intel, которая придёт на смену Intel Broadwell где-то в конце 2015 года.

4. Базовая поддержка устройств серии Nvidia GeForce 900, хотя аппаратное ускорение в драйвере Nouveau ещё не реализовали.

5. Долгожданные улучшения в файловой системе Btrfs для нормальной работы RAID 5 и RAID 6.

6. Сжатие LZ4 для read-only файловой системы SquashFS.

7. Улучшенная поддержка мультитача, а именно специфические функции протокола HID++ в устройствах Logitech, поддержка клавиатуры Microsoft Surface Pro 3 Type Cover (возможно, кто-то захочет установить Linux на планшет от Microsoft) и другие улучшения.

См. список прочих улучшений в 3.19.

38 комментариев

  1. 09.02.2015 at 17:58

  2. http://evgeniyosipov.blogspot.ru/

    09.02.2015 at 19:01

    Будущее за linux.

    • 10.02.2015 at 13:35

      За ним давно уже настоящее. Игратели и домохозяйки ничего не привносят в отрасль, поэтому их можно игнорировать с точки зрения прогресса. Люди, которые занимаются каким-либо творчеством сидят или на маке или на линуксе, или жёстко привязаны к винде используемым софтом типа архикада, но это заслуга не винды, а лени разработчиков софта.

      • http://evgeniyosipov.blogspot.ru/

        10.02.2015 at 13:47

        В РФ 99% хрюша и семёрка. Что дома, что на работе. За linux будущее, но никак не настоящие. Возможно, всё изменится в скором времени. Доживём, посмотрим.

        • 10.02.2015 at 13:57

          Геймеры и простые пользователи привносят свои деньги в отрасль, между прочим. Правда, не везде, а только в цивилизованных странах, в основном. Там же, кстати, коммерческий софт в основном и разрабатывается, на деньги всех тех, кто им и пользуется. Разработчики программ свободных, к Вашему сведению, тоже не эфиром, и не святым духом питаются. Так что, неча особо рассуждать, сидя по уши в болоте, где не производится практически ничего, зато всё только импортируется. Само не изменится ничего.

          • 11.02.2015 at 12:25

            Спонсировать развитие и принимать участие в становлении прогресса — это вообще разные вещи. Можно миллиону домоходяек поставить винду, но ворд для этой винды им будет писать один программист, который любит линукс, а под винду вынужден писать просто по факту. Кого волнует мнение миллиона обезьян? Конечно, есть люди, которые обоснованно выбрали себе операционки, к ним вопросов нет, а вот у кого взыграл синдром утёнка — их я вообще не считаю за пользователей. Как правило, эти люди завели себе компьютер, потому что без него они «как лохи», и «у всех сейчас есть». Даже если бы без них компов было меньше и стоили они дороже, но зато не пришлось бы сталкиваться с этими гениями, которые считают, что научились шевелить мышкой, и сразу стали специалистами, а сами не прочитали ни одного самоучителя, чтобы хотя бы понимать, зачем они этой мышкой шевелят.

            • 11.02.2015 at 15:16

              Спонсировать и участвовать — это очень тесно связанные друг с другом вещи. Миллионы домохозяек ставят себе Windows и платят за неё. И выбор их вполне обоснован. Windows на их деньги совершенствуется, и качественные приложения пишутся именно для неё. И практически никого не волнует кучка горбатых-бородатых обезьян, именно себя мнящих творческими людьми, занятыми «очень важным делом» по изобретению новых никому ненужных велосипедов, но «очень правильных», да. Занятых ещё к тому же неустанным вовлечением к себе в «секту» начинающих пользователей, которым объясняется, что они не должны быть «как лохи» с взыгравшим синдромом утёнка, а стать специалистами по чтению бесчисленных манов, хотя сами себе убунту поставили перед этим пятью кликами мышки, чем страшно гордятся. А закончив эту «очень сложную» процедуру сами не знают, что же им делать дальше, и отправляются вовлекать себе новых рекрутов, по кругу, в частности, загаживая комментарии на сайтах по IT-тематике.

              • 12.02.2015 at 12:59

                Я никого никуда не вовлекаю, просто утверждаю что подавляющее большинство «пользователей» считается таковыми просто по факту наличия компьютера, но сами по себе они далеки от всего, что к этому компьютеру относятся, поэтому не могу считаться «законодателями моды». Современные потребители, которые только жрут и листают вконтактик, вообще не очень-то полезны человечестку. Каждому дана возможность творить, но они от этой возможности отказываются.

        • 11.02.2015 at 12:17

          Ну не знаю, у нас сервера на debian и freebsd. Не я выбирал операционки, просто это факт, никто не будет хостить сайты на винде. У меня на рабочем компе линукс, у соседа «по парте» тоже, у троих маки, а винда только у контентщиков, и то один из них с домашнего ноута работает.
          Знаю, что в приставах все сервера тоже на линуксах кроме контроллера домена, плюс все новые компы тоже должны быть с одобренным дистрибутивом линукса, потому что на винду денег никто не даёт, а рабочий софт писан на яве и прекрасно под линуксом работает (не считая тормозов, но это проблема явы, а не линукса).

          • http://evgeniyosipov.blogspot.ru/

            11.02.2015 at 13:16

            Не знаю, не видел я у приставов линя у себя в провинции. Хрюши да семёрки, возможно в мск и спб по другому, всё может быть. Да и про платность софта от м$ в РФ как-то даже смешно говорить =)

            • 11.02.2015 at 15:52

              Это всё лишь от огульных нищеты и невежества.

            • 12.02.2015 at 00:58

              Да и про платность софта от м$ в РФ как-то даже смешно говорить =)

              Да, если на домашних компах. И опять же у домохозяек ума не хватит его установить. В организациях весь софт лицензионный т.к. штрафуют не хило.

            • 12.02.2015 at 12:53

              Я не из столиц.

      • 12.02.2015 at 21:50

        И чем вам Windows не угодила? 🙂

        • 13.02.2015 at 11:53

          Последние три моих года на винде я активно использовал порты wget, nmap, gimp, mplayer/mencoder, ffmpeg, потому что под винду просто нет нормальных аналогов. Так какой смысл было оставаться на винде и пользоваться софтом, который ещё и обновляется с задержками? Поскольку я пишу на php, то мне на винде тоже делать особо нечего. например, под виндой не работает pcntl, а я его использую, скажем, в скрипте для наложения логотипов на свои фотографии или в скрипте для их же ресайза перед загрузкой. Возьмём мой основной инструмент — geany, поставить под него zencoding можно только собрав его вручную. Может быть, под виндой это и можно, но я не знаю как. Ещё у меня в линуксе есть xbindkeys, он позволяет набиндить на мышку всё, что мне нужно (да и на клавиатуру тоже), а иначе зачем мне мышка на 10 кнопок? Стандартный софт обычно позволяет только всякие копи-пасты и не учитывает нажатия ctrl/alt. Далее, работая с разными сайтами, я могу монтировать их через sshfs к себе как обычную папку, поэтому я экономлю просто дофигище времени, которое раньше уходило на переключение в ftp-клиент и ожидание загрузки файлов. К тому же, если кто-то ещё по какой-то причине изменил файл, над которым я работаю, я получаю уведомление об этом от самой geany. Ну флешки с файлами больше 4 ГБ , но без журнала — это мелочь, думаю, в NTFS тоже можно журнал отключить, не пробовал.
          Удобная миграция между дистрибутивами или просто переустановка системы (ну да, не всегда обновление проходит гладко) — я просто сношу корень и монтирую /home в новой системе, в итоге все мои настройки остаются со мной. Централизованное обновление софта имеется. В десятой винде вроде бы тоже изобрели эту революционную технологию, но зато интерфейс испортили. А я могу интерфейс крутить в широченных пределах, от обычных окон-квадратиков до компиза. Ну и не стоит забывать про тайловые менеджеры, может быть когда-нибудь я всё же на них перейду.
          Важна и возможность подключиться к своему домашнему серверу по SSH в любое время. telnet всего функционала не обеспечивает, а vnc тормозной.

          • 17.02.2015 at 20:57

            Вопрос только, кому из всей массы пользователей (в широком смысле, включая разработчиков софта, инженеров, дизайнеров графики) нужно вышеперечисленное?
            Опережая ваш ответ, хотелось бы отметить, что если бы линукс предлагал реальные преимущества по сравнению с windows (применительно к ПК-версиям), то он бы давно завоевал популярность, как в своё время произошло на рынке мобильных устройств — а именно Android вытеснил Symbian и WM, до сих пор удерживая лидерство.

            • 19.02.2015 at 19:39

              Во-первых, не стоит недооценивать синдром утёнка. Во-вторых, гугл очень сильно постарался, чтобы разработчики писали софт под андроид. Для десктопного линукса никто так стараться не хочет, да и сравни софт, который крутится на телефоне, и который пишет полтора человека за месяц, и десктопные задачи — звуковые редакторы, видеоредакторы, CAD, фотошопы всякие. Их так просто не портируешь и не перепишешь. Ну и игры туда же. Люди привыкают к компьютеру с детства. В детстве интересны игры, поэтому не интересно то, где их нет. А когда такой ребёнок вырастает, то обычно уже поздно прививать интерес к чему-то кроме винды, у него уже есть своё «не читал, но осуждаю». Так же как невозможно рассказать им, каково это, заранее назначить время и место встречи и прийти туда, не созваниваясь по мобильнику через каждые 10 минут. Им это просто не удобно, хоть они и не пробовали. Для них что-то было всегда, и было одно, поэтому является неотъемлемым. А кто-то видел разные варианты и может выбирать то или другое, исходя из своих потребностей.
              Изначально мы тут вообще говорили о том, что за линуксом уже настоящее, а не только будущее. А всё почему? Потому что уже сейчас компьютер без сети мало кому нужен, а сетью у нас рулит что? Контент выдаёт сервер на чём?

              • 19.02.2015 at 22:50

                Ну так надо было сразу уточнить в своём высказывании про linux, что имеется в виду «настоящее серверов, роутеров, холодильников, телевизоров, etc.» С этим я абсолютно согласен.
                Касательно же рынка ПК, Linux всего лишь играет в нём роль неполноценной альтернативы. Примеры вы сами привели.

                • 21.02.2015 at 23:34

                  У нас в офисе недавно было поступление новых работников. Один линуксоид, другой виндузятник. И один старый, но который всё же устросился после меня, тоже линуксоид. Да, мы занимается сайтами, но по моей такой вот скромной выборке получается, что виндузятники в меньшинстве хотя бы в нашей профессиональной среде. Так что всё дело в том, в какой области сравнивать. Где-то альтернатива, а где-то — рабочий инструмент.
                  На счёт серверов и роутеров: а какое настоящие ты представляешь себе БЕЗ них? Телевидение, биржи, телефония, банковское обслуживание, всё исчезнет, если выключить все сервера, работающие на линуксах/фрях/солярах и прочих unix-like. В свете этого факта можно ли говорить, что линукс (или, грубо усреднив, не-винда) ещё не захватил настоящее?

                  • 22.02.2015 at 22:40

                    Было бы довольно однобоко так полагать, во-первых потому, что сам термин «захват настоящего» представляет собой что-то очень абстрактное, что явно не подходит для сравнения. Во-вторых, как вообще можно сравнивать две разные взаимозависимые ниши? В-третьих, если исчезнут unix-like сервера, то более 90% ПК будут работать, пускай и автономно, а вот если выключить все Windows-PC, кому нужны будут сервера? Двум бородатым линуксоидам?
                    И каким образом ваши изречения вяжутся с названием темы, и с «домохозяйками и игрателями»?
                    Факт остается фактом — линукс может работать где угодно, только не на ПК(либо с ограничениями, как вы знаете). Винда, грубо говоря, практически нигде, кроме ПК не задействована, тем не менее, ничего более привлекательного для пользователя ещё не изобрели, увы.

                    • 24.02.2015 at 13:30

                      Сервера будут нужны тем, кому они и правда нужны, а не кому модой навеяло. Интернет не всегда был таким, как сейчас, но он был, и был лучше. И компьютер не всегда был элементом интерьера, когда-то иметь компьютер было весьма престижно, даже денди считалась неким признаком достатка в семье. Так вот компьютеры покупались или ради понтов или если кому-то действительно было нужно. А теперь это «нужно» уже не такое и нужное. Это как необходимость в мобильном телефоне у некоторых — с подружкой потрещать по два часа в день, жизненная необходимость, несомненно. Если выключить юниксовые сервера, то встанут электростанции. Какие тогда тебе автономные ПК? Сотовая связь навернеяка тоже отключится, да любая коммуникация упадёт. Даже если предположить наличие в доме бензинового генератора, является ли автономная печатная машинка (это при наличии принтера) признаком великого будущего, которое она собирается захватить?

                    • 24.02.2015 at 23:46

                      Если интернет был лучше, то чем лучше? И для кого лучше?
                      Атомную энергетику зачем то взяли в пример, и оказывается мы говорим уже о юниксе…Один фиг, все усилия так называемой «отрасли» направлены как раз на то, чтобы,условно говоря, кто-то смог без проблем потрещать по телефону, полистать вконтактик, etc.

                    • 25.02.2015 at 13:25

                      Был лучше тем, что в нём не было тупых детей. Им было не интересно то, чем увлекались «очкарики».
                      Ладно, отбросим юниксы и выключим только линуксовые сервера. Проентов 90 домохозяек потеряет интерес к компьютеру, потому что не будет вконтакта и одноклассников, несмотря на то, что у них на компе будет стоять винда, за которой типа настоящее. На барахолках резко упадёт цена на б/у компы, потому что все кинутся их продавать. Сейчас же даже оффлайновых игрушек мало делают, да и те надо покупать и скачивать через интернет, потому что на дисках не продают. В качестве печатной машинки компьютер без интернета тоже не всегда полезен; поспрашивай у школьников, где находится ближайшая библиотека, не каждый ответит. А ведь материал для всяких рефератов где-то надо брать.

                    • 25.02.2015 at 15:05

                      Ну, что поделать, издержки информатизации.

                      Делов то, может когда-нибудь и выключат, заменив серверами на винде. Ничего не изменится.

      • 29.03.2015 at 22:39

        Не соглашусь с вами. Если Линукс так хорош, то почему на нём сидят всего 1,53% пользователей, хотя полгода назад было 1,73%;) (по данным компании Net Applications 2015). Даже все разработчики игр, используют Windows. Не вижу преимуществ в Линуксе, когда все хорошие программы работают на Виндоус, и не надо парится с установкой игр и программ. Летом выходит Win10 с новым ядром, DX12, браузером Spartan (по новым технологиям), поддержка виртуальных рабочих столов (знаю, что это давно есть в линуксе), Cortana, магазин приложений. Я, сам год сидел на Убунту и Дебиане, ничего сложного там нет, я разобрался, как установить любую программу, такие как Фотошоп, Sony Vegas, в общем всё работало, но и были там ошибки, которые мне удавалось исправить. Но всё равно я вернулся на Винду, как по мне она проще, удобней, и быстрей (особенно Win10). Линукс для программеров (хотя они и на винде кодят), хакеров (Кали Линукс), и различных гиков, которые любят поковыряться в системе, и казаться всем какие они умные, что освоили Линукс, а потом говорить (эти 1,53%), что Винда для домохозяек, просто смешно. Когда ваше сообщество будет держать, хотя бы 10% рынка, то вы можете, что говорить и умничать, а пока вы очень медленно продвигаетесь. Благодаря Valve с его Steam, он портировал очень много игр, что очень хорошо для Линукса. Опять же, если после выходя 10-ки, доля линукса станет 5%, я скажу они двигаются в правильном направление. Вот у меня Винда8.1 со всеми апдейтами, работает идеально! И я бы не сказал, что Линукс безопасней Винды). Это моё личное мнение, Вы можете не прислушиваться.

        • 31.03.2015 at 12:17

          Если вирусы такие плохие, почему все их нахватывают? Если автоваз плохой, почему на нём половина страны ездит? Если хорошо без коррупции, почему все автомобилисты дают взятки? Потому что не каждый хочет перестраиваться на что-то новое, пусть даже хорошее. Я вот привык писать в geany, и даже несмотря на то, что мне не хватает многого функционала IDE, мне лень изучать другой инструмент. Но если будет время, а польза перевесит затраченное время, то я изучу. А большинство людей следуют принципу «я тут всё знаю, поэтому лучше уж сворую, но зато будет знакомое». Спрашиваешь их, что они там такое особенное знают, ответить не могут. Я уже много раз писал, чем мне линукс удобнее, нежели винда, повторяться не буду, но дело вовсе не в ковырянии в системе. И кто же виноват, что 98,47% — домохозяйки? А только сами же люди, которые не хотят развивать данный им мозг. нынешние школьники до того дошли, что даже не учатся работе с компьютером, они считают, что у них с рождения есть все необходимые знания. Ну что новое они могут выучить, если у них даже базы никакой нет, только обрывочные знания? Отступы в текстовом процессоре они делают как на печатной машинке, о том, что такое файловая система, они не знают, но зато любят жаловаться, что у них пропадает место или файл не лезет на флешку. Да зайди на ответы мейла, сам погляди, что там спрашивают. И вообще, измерять качество продукта количеством пользователей этого продукта — не научно. Если уж так считать, то нужно учесть всех пользователей, а не только пользователей десктопов. Да и опрашивать нужно не игроманов и домохозяек, которые самоучителя работы с компьютером в жизни не видели, а тех, кто действительно может рассказать о различиях и преимуществах той или иной системы. Вот зачем я буду спрашивать ребёнка о том, какой фирмы дрель мне купить? Он же дрель будет выбирать по цвету или максимум по весу, чтоб сам держать мог.

  3. http://polimedikor.ru

    09.02.2015 at 19:48

    Обама чмо, как и мелкософт

  4. 10.02.2015 at 07:41

  5. 10.02.2015 at 10:17

    по плану Торвальдса, следующей версией после Linux 3.19 будет Linux 4.0

    Ничем не обоснованное наращивание ничего не значащего номера.

    • 10.02.2015 at 14:13

      Т.е. после 8.1 .. 10.0 — это нормально?

      • 10.02.2015 at 14:25

        А может, эти просто Вас забыть спросили?
        Вспоминайте слюнявое детство, у них же после 3.1 сразу 95 было, так что нормально. Но сразу видно, Вы ж тогда пешком под десктоп ходили, и спрашивать Вас было не о чем.

        • 10.02.2015 at 17:27

          Был после 3.1 WfWG 3.11, а у 95 винды была версия 4.0. Видимо пешком ходили Вы…

          • 10.02.2015 at 18:54

            Ну, вот, сами знаете все ответы, на все свои идиотские вопросы. Зачем тогда спрашиваете и тему обсуждения в оффтопик сваливаете?

        • 19.02.2015 at 19:41

          А до 3.1 был ещё dos 6.22. Правда, если смотреть по виндам, то были вроде как и первые винды тоже. Но версия dos успела дойти до 7-й ветки, однако.

  6. 10.02.2015 at 14:50

    А когда у Xakep будет своя улучшенная поддержка драйверов?

  7. 13.02.2015 at 22:18

    У меня уже второй год на ноуте стоит Ubuntu.Все просто и интуитивно понятно.Сейчас на убунте работать даже проще,чем на семерке! Рекомендую!

    • 19.02.2015 at 19:42

      Только не говори, что у тебя при этом unity. Вот уж что не интуитивно и не понятно. Во всяком случае, очень медленно, потому что без горячих клавиш таким интерфейсом пользоваться вообще невозможно. У меня 5 лет ubuntu на нетбуке, и она там всегда была с xfce. Однако, интуитивная понятность в данном случае заслуга именно xfce, а не убунты. Дистрибутив-то может быть вообще какой угодно, испортить можно любой из них.

Оставить мнение