Журналисты издания Vice Motherboard опубликовали статью, подробно описывающую их собственное расследование, посвященное весьма необычному явлению – черному рынку прошивок для сельскохозяйственной техники John Deere. Оказывается, простые американские фермеры вынуждены покупать кастомную и полулегальную прошивку для своих тракторов на закрытых хакерских формах.

Проблема возникла вследствие того, что компания Deere & Company, равно как и другие производители, стала запрещать «неавторизованный» ремонт своей техники. Но зачастую фермеры не могут ждать, когда приедет авторизованный специалист, а в сервисный центр поступят нужные детали. Ведь всё это может занять очень продолжительное время. К тому же владельцы техники всерьез опасаются, что производитель в любой момент может удалено отключить их трактор, и с этим ничего нельзя будет поделать.

Лицензионное соглашение John Deere, датированное октябрем 2016 года, действительно запрещает владельцам сельскохозяйственного оборудования практически любой ремонт и модификацию техники. Также компания надежно защитила себя от возможных судебных исков, так как соглашение снимает с производителя любую ответственность за «потерю урожая, потерею прибылей, репутационные потери, утрату эксплуатационных качеств оборудования» и так далее.

Фермеры в корне несогласны с такой политикой производителя. Так фермер из Небраски Кевин Кенни (Kevin Kenney), который активно борется за свободное «право на ремонт» (right-to-repair) рассказал журналистам следующее:

«Если фермер купил трактор, он должен иметь возможность делать с ним что угодно. Вы хотите поменять трансмиссию и отвозите трактор к частному механику; он меняет трансмиссию, но трактор не может даже выехать из мастерской. Deere берет за это $230 плюс $130 в час за выезд специалиста, который приезжает, вставляет коннектор в их USB-порт и авторизует деталь. В итоге вы получаете техников, которые разъезжают по округе со взломанным украинским ПО John Deere, которое куплено на черном рынке».

Другие фермеры из Небраски разделяют точку зрения Кенни. Еще один владелец техники John Deere и по совместительству механик объяснил журналистам, что если поискать, можно найти для тракторов подходящий софт. «Я не большой бизнесмен, ничего такого, просто, представьте, что мы имеем местного парня с трактором, с которым что-то не так. Ближайшее представительство [компании] находится в 40 милях отсюда, но еще есть я или мастерская в миле отсюда. Единственный вариант ремонта для нас – это нелегальный ремонт», — объясняет он.

После этого журналисты отправились на закрытые хакерские форумы и стали искать пиратские прошивки для тракторов John Deere. Там они нашли десятки топиков, созданных возмущенными фермерами, ищущими выход из этой непростой ситуации. Нелегальный софт тоже обнаружился там же. В основном прошивки модифицируют в странах Восточной Европы (Польше или Украине) и перепродают американским сельскохозяйственникам.

На подпольных форумах исследователи обнаружили взломанные версии диагностическо-калибровочного инструмента John Deere Service Advisor; файлы John Deere Payload, необходимые для программирования и настройки определенных компонентов машины; драйверы John Deere Electronic Data Link, которые позволяют компьютеру «общаться» с трактором. Также на форумах, бесплатно или за деньги, можно найти генераторы лицензионных ключей, модификаторы лимита скорости и даже специальные кабели для подключения к тракторам. На YouTube можно обнаружить и демонстрацию такого софта в работе.

«Если ситуацию можно исправить, то компании вроде John Deere нужно принудить бесплатно распространять ПО, которое сейчас есть только у дилеров. И запретить им ограничивать функциональность Engine Control Module. Они делают это, чтобы вынудить вас пользоваться их услугами, на которые у них стопроцентная монополия», — рассказал журналистам один из реверс-инженеров, известный под ником Decryptor Tuning.

С одной стороны подобная модификация ПО явно незаконна. С другой стороны, согласно поправкам, внесенным в Digital Millennium Copyright Act в 2015 году, и параграфу относительно транспортных средств (под эту категорию подпадают и тракторы), допускается: «модификация компьютерных программ, которые входят в состав и контролируют функциональность механизированных сухопутных транспортных средств, в том числе, личных автомобилей, грузовых автомобилей или механизированных сельскохозяйственных транспортных средств … если это необходимый шаг, предпринимаемый законным владельцем транспортного средства, чтобы осуществить диагностику, ремонт или разрешенную законом модификацию функций транспортного средства». Фактически получается, что использование сторонних, пиратских прошивок – это легально, до тех пор, пока не нарушаются нормативы выбросов загрязняющих веществ.

Именно поэтому в последнее время представители John Deere вынуждают покупателей подписывать вышеупомянутое лицензионное соглашение. Ведь в этом случае фермера можно привлечь к суду даже не за использование пиратской украинской прошивки, но за невыполнение условий соглашения. То есть компания все равно сохраняет в своем арсенале рычаг давления. Представители Deere & Company заявили журналистам издания, что «модификация ПО повышает риск того, что оборудование не будет функционировать так, как должно». По их словам, использование сторонних прошивок ставит под угрозу не только работу машину, но также ее владельцев, обслуживающих ее механиков и других людей, а сама машина более не может считаться соответствующей постановлениям и законам по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды.

Фермеры, тем временем, беспокоятся о том, что произойдет, если бизнес John Deere приобретет другая компания, или если сам производитель в один прекрасный день решит перестать обслуживать устаревшие модели тракторов. Сельскохозяйственная техника покупается не на пару лет, и в перспективе ситуация действительно может стать еще хуже.

«Что произойдет через 20 лет, если выйдут новые тракторы, и John Deere больше не захочет чинить эти? Что нам делать тогда, просто выбросить свои тракторы, что ли?», — говорит один из фермеров, пользующихся украинской прошивкой.



13 комментария

  1. baragoz

    23.03.2017 at 12:12

    Ахаха, знатно провели по губам капиталистам.

  2. hrapovd

    23.03.2017 at 14:18

    Видимо глядя на богатство Б. Гейтса, владельцы переманили к себе манагера по лицензиям из microsoft и он им нашел пути заработка из «воздуха».

    • baragoz

      23.03.2017 at 14:38

      Слушай, ты прав! Классика двадцатилетней давности обретает новую жизнь:

      Если бы Windows был лицензионным автомобилем…

      Перед покупкой вы обязаны подписать лицензионное соглашение, запрещающее не только разбирать машину, но и рассматривать двигатель и прочие внутренности. Тыкать в них пальцем считается попыткой reverse engineering.
      Ключ от замка зажигания выдается не в магазине, а на заводе-производителе. До получения ключа вы можете толкать машину вручную. Если вы в течение месяца не получили ключи, то колёса блокируются.
      Разблокировать колёса может инженер-крякер за символическую плату, отпилив блокирующий штырёк. Но это незаконно.
      Каждые 200 км перегревается мотор, и автомобиль не может ехать дальше. Открывать капот для охлаждения запрещено лицензионным соглашением.
      Каждые 100 км отваливается кардан, поскольку он не закреплён. Закреплять его болтами запрещено лицензионным соглашением.
      Производитель обещает привинтить кардан в следующем сервис-паке (ожидается через полгода), который вам поставят в ближайшем сервис-центре.
      Если вы не хотите постоянно заезжать в сервис-центр, щёлкните тумблером «Автоматическое обновление автомобиля». В этом случае автомобиль будет сам заезжать в сервис-центр для установки сервис-паков независимо от вашего желания.
      Из-за конструктивных особенностей мотор жрёт много бензина и сильно дымит. Зато автомобиль имеет простое управление: руль и рычаг «вперёд-назад». Остальные органы управления, как заверяет изготовитель, водителю не нужны, домохозяйке — тем более.
      Если вы не закрыли бардачок на ключ, то каждый раз, когда садитесь в машину, из бардачка будет выскакивать табличка с «советом дня».
      На продвинутых моделях из бардачка выползает зелёный человечек и в самое неподходящее время начинает давать ценные советы на тему «Как следует ездить и куда».
      Если вы хотите ездить по улицам, а не только по двору, следует опасаться злоумышленников. Если он сумеет вставить палку в backdoor (задний проход), автомобиль в лучшем случае начнёт ездить рывками и «несколько странно», в худшем — не заведётся.
      Впрочем, вы можете приобрести небольшой прицеп и привязать его к своему автомобилю. Такой прицеп выполняет роль сторожа и отпугивает злоумышленника громким бибиканьем. Но поскольку прицеп зачастую выпускается без колёс, то скорость вашей машины падает в 2-3 раза.
      Лицензия на автомобиль гласит, что машина поставляется по принципу «as is», никаких гарантий не прилагается и не предусматривается. Вы используете автомобиль на свой страх и риск. В частности, производитель не отвечает за то, что при повороте руля влево машина может повернуть вправо.

  3. Tapac

    24.03.2017 at 08:24

    Единичный случай. Подавляющее большинство фермеров в США лизуют технику на 2-3 года пока она на гарантии, потом меняют на новую. Бу уходит в Юж Америку, Африку и тп.

  4. Tapac

    24.03.2017 at 08:27

    А и еще трактора по полю ходят сами по GPS. Так что играться прошивками себе же во вред.

    • baragoz

      24.03.2017 at 12:10

      Как робот-пылесос что ли? 🙂 Я где-то читал, что Джон Дир — очень крутые трактора и дают огромную производительность, но что они еще и на автопилоте…

      • Tapac

        24.03.2017 at 15:54

        Система дорогая, но дает существенную экономию по топливу в сравнении с человеком.
        В 2018 году украинские хакеры намерены сдавать в оренду крупнейший в мире северо-американский ботнет из самоуправляемых тракторов Джон Дир бла бла бла Кастомная прошивка содержала в себе код позволяющий бла бла бла. Специалисты из Антивирусной бла бла Лаборатории рекомендуют выключить технику Джон Дир бла бла до выхода официального патча, чтобы избежать бла бла. Джон Дир никак пока не коментирует бла бла…

      • jeeporez

        27.03.2017 at 13:26

        Да, сейчас оператор нужен только для того, чтобы не наехать на случайного прохожего в поле, или случайно вырасшее дерево 🙂

  5. Neyasyt

    27.03.2017 at 06:45

    Прошивка… НА ТРАКТОР, КАРЛ! Н-А Т-Р-А-К-Т-О-Р! Жесть! А в школе сказали, что информатика не нужна… Ага…
    Хотя… Российские как работали с помощью лома и слова, так ещё долго работать будут…

  6. Rafa Chuma

    27.03.2017 at 11:07

    В 88ом работал помощником комбайнера на комбайне «Колос». Там вся логика управления на гидравлике… 😉 хакнул гидроклапан что бы комнитель с рычага закрывался, а не автоматом, который глючил… 😉

  7. jeeporez

    27.03.2017 at 13:24

    Ставили мы такие прошивки… смысла нет, смысл выкинуть 120 тыс рублей? И единственное что мы получили это мнение оператора «во попёрло…» ни экономинии топлива, ни производительности не получили.

  8. Kyrdistan

    31.03.2017 at 02:06

    анально огородили их , так сказать

Оставить мнение