Ранее в этом месяце Павел Дуров уже критиковал компании Apple и Google, так как, по его мнению, они злоупотребляют своим положением на рынке. Тогда он рассказывал, что именно ИТ-гиганты увеличивают на 30% цену мобильных приложений для всех пользователей смартфонов в мире, и тем самым попросту уничтожают стартапы.
Дуров писал, что практически все разработчики, которые продают пользователям смартфонов премиальные и цифровые услуги, скорее работают на компании Apple и Google, чем на самих себя. Он особенно подчеркивал, что Google хотя бы разрешает пользователям устанавливать приложения не из Play Store, а вот Apple вообще не выпускает пользователей за рамки собственной закрытой экосистемы. Последняя, по мнению Дурова, создана лишь для одной цели — сбора 30%, который в конечном итоге платят либо пользователи, либо разработчики. И для улучшения сложившейся ситуации, по мнению Дурова, нужны объединенные усилия антимонопольных органов и законодателей.
Теперь, спустя несколько недель, Дуров «продолжил мысль» и опубликовал в своем Telegram-канале еще один пост, посвященный тому, как политика Apple бьет по пользователям iPhone. Ниже мы приводим его новое послание полностью.
Не так давно многие крупные разработчики выразили недовольство по поводу политики Apple в App Store. Но как правила Apple затрагивают лично Вас, если Вы — обычный пользователь iPhone? Ниже — 7 причин, по которым они касаются Вас напрямую.
1 БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ ЦЕНЫ. 30%-ная комиссия Apple увеличивает для Вас стоимость всех приложений и цифровых покупок. Она идет сверх того, что Вы платите разработчикам за любой сервис или игру. Несмотря на то, что при покупке телефона Apple уже взяла с Вас на несколько сотен долларов больше, чем его себестоимость, Вы платите ей дополнительный налог за каждое приложение. Другими словами, Вы продолжаете платить уже после того, как заплатили.
2 ЦЕНЗУРА. Часть содержимого приложений для iPhone недоступна Вам потому, что Apple цензурирует приложения в App Store, полный контроль над которым необходим ей для сбора налога в 30%. Более того, Apple запрещает нам, разработчикам, рассказывать пользователям о том, что определенный контент был скрыт для пользователей iPhone именно по запросу Apple. Вероятно, сотрудники компании понимают, как странно выглядят со стороны их попытки глобальной цензуры: представьте себе веб-браузер, который решает, сайты какой тематики Вам можно просматривать.
3 СНИЖЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ. Для установки приложения на iPhone Вам нужно сначала создать аккаунт Apple и авторизоваться в нем. После этого каждое Ваше приложение и каждое полученное уведомление будет привязываться к Вашей учетной записи, что позволит отслеживать Ваши действия. Главной причиной необходимости подключать Apple-аккаунт для скачивания приложений является желание Apple продавить налог в 30%.
Результат — Вы платите своей личной информацией за их жадность.
4 ЗАДЕРЖКА ОБНОВЛЕНИЙ. Вы получаете новые версии приложений через несколько дней или несколько недель после того, как они выпускаются разработчиками. Причина в удручающей неэффективности модераторов Apple: их команда часто откладывает одобрение обновлений без видимых причин. Можно было бы ожидать, что на миллиарды, полученные с комиссий на приложения, Apple хотя бы наймет дополнительных модераторов. Но даже это им не удается, и нам — крупным разработчикам вроде Telegram — обычно приходится ждать несколько дней или даже недель для того, чтобы новые версии наших приложений стали доступны пользователям.
5 МЕНЬШЕ ПРИЛОЖЕНИЙ. К 30%-ной комиссии Apple добавляются остальные траты разработчиков: налоги (НДС ≈ 20%), зарплаты, расходы на разработку, оборудование, маркетинг. В гипотетическом мире без комиссий Apple многие приложения были бы прибыльными, но так как в реальном мире Apple вынуждает отдавать ей треть выручки, они часто оказываются нежизнеспособны. В результате многих полезных приложений, которые могли бы нас радовать сегодня, просто не существует: они обанкротились либо так и не появились.
6 БОЛЬШЕ РЕКЛАМЫ. Так как Apple делает продажу дополнительных услуг пользователям на треть менее привлекательной для разработчиков, многим приложениям приходится показывать рекламу, чтобы как-то покрывать расходы. Политика Apple экономически подталкивает всю интернет-индустрию к продаже данных и внимания пользователей вместо использования других, более приемлемых с точки зрения защиты конфиденциальности бизнес-моделей.
7 СНИЖЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРИЛОЖЕНИЙ. Миллиарды долларов, которые разработчики отдают в Apple, могли бы идти на повышение качества популярных приложений. Сегодня эти миллиарды пылятся на офшорных счетах Apple и не приносят пользы человечеству, в то время как отдавшие эти деньги авторы приложений пытаются изыскать ресурсы для совершенствования своих разработок.
Результат — мы используем менее качественные сервисы.
Все это звучит настолько вопиюще, что, казалось бы, такая 30%-ная дань не может существовать долго. Но ситуация сохраняется уже около 10 лет. В прикрепленном ниже Telegraph-посте я расскажу, каким образом Apple удается так долго запутывать общественность для сохранения статус-кво.
В дополнение к этому Дуров опубликовал отдельный пост, в котором развенчивает семь мифов, связанных с 30%-ной комиссией Apple. Он рассказывает, что комиссия отнюдь не помогает содержать App Store и создавать новые смартфоны, «так как команда из Купертино уже не рождает прорывы, а для копирования не требуется больших бюджетов на разработку».
Также Дуров пишет, что у разработчиков, в сущности, нет выбора между iOS и Android: если они хотят запустить социально значимый сервис, им в любом случае придется создавать приложения под обе платформы.
«Apple не является в чистом виде игроком “свободного рынка”, так как компания активно использует ресурсы регуляторов для криминализации джейлбрейка (то есть в том числе для криминализации установки приложений не из App Store), что гарантирует ей полный контроль над каждым проданным телефоном. <…> До тех пор, пока государства помогают Apple осуществлять свою монополию, им также придется отвечать за негативные последствия этой монополии», — резюмирует Дуров.