В новом исследовании аналитики Positive Technologies выделили десять самых популярных и интересных тем фишинговых атак в 2021 году. В их число вошли COVID-19, премьеры сериалов и фильмов и многое другое.
Эксперты говорят, что фишинг по-прежнему остается одним из главных методов атак, используемых злоумышленниками. Количество атак на частных лиц с использованием методов социальной инженерии заметно увеличилось: если в третьем квартале 2020 года доля таких атак составляла 67%, то за тот же квартал 2021 года она выросла до 83%.
По версии Positive Technologies, топ-10 тем фишинговых атак 2021 года охватывают следующие направления:
Продолжение пандемии COVID-19
Главной темой в этой области в 2021 году стала вакцинация: мошенники предлагали купить поддельные QR-коды и сертификаты, а также проводили поддельные опросы о вакцинации сотрудников для сбора данных.
Корпоративные рассылки
Анализ показал, что особый успех имели сценарии фишинговых рассылок по вопросам изменений в зарплате, обновлений соцпакета и стоимости банковского обслуживания.
Премьеры сериалов и фильмов
В период громких премьер мошенники успешнее крадут данные учеток и банковских карт, используя поддельные сайты, имитирующие популярные стриминговые сервисы.
Спортивные мероприятия
В 2021-ом злоумышленники использовали темы Олимпиады в Токио, Чемпионата Европы по футболу и уже начали эксплуатировать тему Кубка мира 2022.
Клиенты банков под прицелом
Под видом известных брендов злоумышленники заманивают пользователей, обещая бонусы, льготные кредиты или компенсации жертвам мошенничества, а также сообщая о «проблемах» с мобильным банком.
Почтовые службы
Мошенники похищают деньги и данные, предлагая клиентам таких сервисов «оплатить» доставку, пошлину или просто «проверить» статус их посылки.
Отпуска и поездки
Фишинговые письма и сайты предлагают забронировать места для отдыха и билеты, заманивая людей выгодными акциями и скидками.
Опасные знакомства
Злоумышленники цинично эксплуатируют тягу людей к общению в период массового перехода на удаленку и обворовывают жертв, назначая им фейковые свидания.
Подписки на сервисы
Мошенники пользуются популярностью сервисов по подписке, присылая жертвам письма на тему оформления или продления подписок на различные платформы.
Инвестиции в криптовалюту, нефть и газ
На фоне растущей популярности инвестиций среди физлиц киберпреступники создают фальшивые сайты, имитирующие ресурсы известных компаний, и даже целые фейковые инвестплатформы.
«В 2022 году мы вновь ожидаем увидеть большое количество фишинговых атак, объединенных темой значимых событий, в том числе массовые рассылки на тему чемпионата мира по футболу или Зимних Олимпийских игр, — говорит Екатерина Килюшева, руководитель исследовательской группы департамента аналитики информационной безопасности Positive Technologies. — Велика также вероятность атак на пользователей в связи с выходом новых фильмов и сериалов. В 2022 году, например, планируется запуск сериала по мотивам произведений Дж. Р. Р. Толкина. А в связи с выпуском прототипа цифрового рубля злоумышленники могут создавать поддельные сайты, предлагая купить цифровую валюту. Можно ожидать и развития мошеннических схем с использованием социальной инженерии в сфере инвестиций. Тут жертвами станут частные инвесторы, которым мошенники будут настойчиво предлагать свои услуги под личиной инвесторов, авторов обучающих курсов и поддельных платформ для инвестирования».
Аналитики Positive Technologies также прогнозируют дальнейшее развитие и распространение модели Phishing-as-a-Service. Эта модель основана на сотрудничестве злоумышленников, покупке и продаже готовых решений, таких как мошеннические сайты или вредоносные скрипты.