Исследователи из компании Group-IB изучили нелегальный рынок интернет-пиратства в России в 2021 году. Аналитики оценивают его в 50 млн долларов и говорят, что за год пираты обеднели примерно на 9 млн. Дело в том, что они лишились финансирования от своих главных спонсоров — онлайн-казино и гемблинга, а их инфраструктура пострадала от блокировок со стороны правообладателей.
При этом отмечается, что интерес зрителей к пиратскому контенту, напротив, продолжает расти, особенно на фоне приостановки работы в России иностранных кинопрокатчиков и ухода международных стриминговых платформ.
Нужно сказать, что исследователи оценивают размеры теневого рынка нелегального видеоконтента в России уже седьмой год подряд. До 2019 году доходы пиратов стремительно росли, потом началось его затяжное падение: в 2019 году — 63 млн долларов (4 млрд рублей), в 2020 году — 59 млн долларов (3,7 млрд рублей), а в 2021 году — 50 млн долларов (2,8 млрд рублей).
Отчет компании гласит, что в 2021 году рынок легальных видеосервисов в России уверенно шел в гору и показывал высокие темпы роста — общая выручка составила рекордные 98,9 млрд рублей (без НДС), что на 59,8% больше показателей 2020 года. Популярность онлайн-платформ, бум производства сериалов и рост онлайн-видеорекламы привели к росту выручки по подписной модели для легальных платформ почти на 80%.
Зеркально те же причины — кинобум, платная подписка и распространение покрытия мобильного интернета — привели к увеличению желания российских зрителей смотреть «пиратку». Количество запросов в популярных поисковых системах на просмотр бесплатных фильмов и сериалов по итогам года выросло на 8,5% и составило 12,8 млрд (в 2020 году было 11,8 млрд).
Уход из России зарубежных стриминговых платформ и «заморозка» мировых кинопремьер в отечественных кинотеатрах еще больше подхлестнули интерес к нелегальному контенту: если в марте 2020 года количество запросов на просмотр пиратки в популярном поисковике составлял 5 млрд, то в марте 2021 года — уже 6 млрд.
Однако сундуки сетевых пиратов в прошлом году, напротив, опустели. По оценке аналитиков, средний CPM (Cost-Per-Mille, цена за 1000 показов в рекламной кампании) в 2021 году снизился с 5 до 3,9 долларов (в 2019 году — 6 долларов).
Падение привлекательности пиратского трафика объясняется в том числе блокировками со стороны российских регуляторов, в частности Центробанка РФ, подозрительных транзакций онлайн-казино и гемблинга — главных спонсоров пиратов.
Еще одной причиной затянувшегося финансового кризиса среди пиратов эксперты назвывают возросшие затраты на поддержание в рабочем состоянии своей инфраструктуры. Исходя из анализа отрытых данных, количество блокировок пиратских ресурсов в России в 2021 году выросло в 2,5 раза. Для сохранения трафика пиратам потребовались новые скрипты для обхода блокировок, больше затрат для продвижения контента в поисковых сервисах, приобретение новых доменов и так далее. Таким образом, увеличился «порог входа» в пиратский бизнес, а управление пиратскими сайтами стало требовать больше вложений, времени и технических навыков.
«Несмотря на повышенный интерес отечественного зрителя к пиратскому контенту, а особенно к тем фильмам, которые официально не выходят в России, пиратский рынок продолжил падение — и в этом несомненно заслуга правообладателей и регуляторов с одной стороны, и появления продвинутых технологий борьбы с пиратством. Легализация интернет-пиратства остается пока лишь на уровне разговоров, однако возникающие «инициативы» не могут не настораживать: с мая начались «частные» нелегальные показы ряда голливудских картин, которые официально не выходили в России, в сети можно встретить предложения по упаковке пиратских копий в специальные DCP-пакеты (цифровой формат, используемые кинопрокатчиками для распространения и показа кинокартин в кинотеатра) и даже зафиксирована коллаборация пиратской релиз-группы с легальным бизнесом. Все это выглядит опасными сигналами», — комментирует Андрей Бусаргин, заместитель генерального директора Group-IB по направлению защиты от цифровых рисков.