В первую очередь разберемся, что есть киберпанк в России. Сказать, что он вымер слишком жестоко. Он еще толком из утроба матери (т.е. Идеи) вылезти не успел. Переводы иностранных авторов у нас стали появляться относительно недавно. И, к с сожалению, за это время не появилось практически ни одного значимого отечественного киберпанковского произведения, хотя компьютеры (пускай не столь доступные, как сейчас) уже были. Единственный, кого можно отметить – Виктор Пелевин со своим «Принцем Госплана».
В 1993 году была опубликована историческая драма Тюрина и Щеголева «Сеть». С легкой руки критиков ее сразу же приняли как киберпанковский роман. И действительно, в ней присутствуют многие символы этого течения – персональные компьютеры, люди, вступающие с ними в связь и присутствует Сеть – Мировая Бяка, враг всего и всех. И компьютеры, и Сеть являются героями (именно героями, а не декорациями), хоть и второстепенными. Но есть одно НО – это произведение нарушает один из канонов киберпанка – безразличие к обществу. Тюринские же герои не просто проявляют внимание к окружающим, но и пытаются (вот смеху-то!) спасти весь мир. Причем не ради своего блага, а просто для хипповского «мира во всем мире». Панковский индивидуализм также отсутствует. Но, тем не менее, именно со времени выхода «Сети» пошел разговор о зарождении русского киберпанка.
На сегодняшний день самым ярким представителем киберпанковского стиля является, безусловно, «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко и его продолжение «Фальшивые зеркала». Еще до выхода бумажной копии по Интернету, ФИДО и прочим «сетям быстрого оповещения» разошлись, в соответствии с киберпанковским презрением авторских прав тысячи, миллионы копий этих книг. Роман написан живым языком и четко видны стежки идеей индивидуальности по серой материи однообразности. Индивидуальность – вот основа. Да, эти книги написаны не по канонам заграничного киберпанка, но автор и не отрицает того, что эту книгу он писал именно о русских и, соответственно, в первую очередь для русских. Для главного героя есть еще такие понятия, как Вера, Надежда и Любовь.
Естественно, «наш» киберпанк и «их» - две разные вещи. Что русскому хорошо – немцу, как говорится, смерть. И жизнь, и дружба, и работа – все преломляется через виртуальную реальность, Сеть становиться вторым домом. Но именно вторым. Ни один герой полностью не теряет связи с реальной жизнью, помнит свои человеческие принципы. Естественно, при общении в текстовом чате возникает желание увидеть своего собеседника, но, даже глядя на виртуальное изображение товарища, мы продолжаем вырисовывать в сознании именно реальное лицо, а не последовательность нулей и единичек. Именно поэтому русский киберпанк жив для нас. Да, он не так индивидуален, как импортный, но он сформирован именно по понятиям отечественного уклада жизни, отражает присущие именно славянам ценности: бесшабашность, самоотверженность и смелость.
Вот такие вот пироги с котятами. Конечно, я не коснулся многих не менее выдающихся произведений нашего времени, но для формирования более-менее объективного представления об отечественном киберпанке этого вполне достаточно.