Когда пишут про сокетное программирование, конечно
же подразумевается TCP/IP. Вот тут мы и отступимся от правил поговорим про
IPX/SPX. Многие забыли (а то и не знали) про существование данных протоколов, но надо отдать ему должное, так как еще многие программные модули и системы используют его. Подробнее ознакомится и прочитать о протоколе можно здесь
http://www.sources.ru/protocols/bsp08/index.html, в данном материале дана низкоуровневая реализация протокола с примерами под ДОС.
Заранее хочу извиниться за допущенные мной аберрации и
ошибки в статье, т.к. это мое первое творение
(надеюсь не последнее :).
А все начинается как всегда, а именно с инициализации WINSOCK библиотеки,
обработка ошибок упускается для упрощения кода:
#include <winsock.h> // прототипы функции библиотеки
#include <wsipx.h> // IPX/SPX структуры
#include <wsnwlink.h> // IPX/SPX структуры и константы для NT платформ
void main ()
{
WSADATA wsaData;
// версия winsock.dll библиотеки
WORD wVersionRequested = MAKEWORD( 1, 1 );
// инициализация winsock.dll
WSAStartup( wVersionRequested, &wsaData );
// работа с сокетами
………
………
WSACleanup( ); // не забываем сообщить системе, что мы закончили работу с winsock.dll
}
Ну и собственно сокет, тут я дам только кусок отличный от «нормальных» сокетов:
WORD SPX_SOCKET = 0x5647
char localNetNum[IPX_NET_SIZE];
char localNodeNum[IPX_NODE_SIZE];
// открытие сокета
SOCKET spx_skt = socket (PF_IPX, SOCK_STREAM, NSPROTO_SPX));
// проверим если открылся
if (spx ==INVALID_SOCKET) MessageBox (NULL, “Ошибка открытия сокета.”, "Error", MB_OK);
// структура для адреса
нашего сокета
sockaddr_ipx addr_ipx;
/* вот так выглядит структура sockaddr_ipx в WSIPX.H
typedef struct sockaddr_ipx {
u_short sa_family;
u_char sa_netnum[4];
u_char sa_nodenum[6];
unsigned short sa_socket;
} SOCKADDR_IPX, *PSOCKADDR_IPX, FAR *LPSOCKADDR_IPX
*/
int sz = sizeof (addr_ipx);
// обнулим её
memset (&addr_ipx, 0, sz);
addr_ipx.sa_family = AF_IPX; // тип протокола
addr_ipx.sa_socket = htons(SPX_SOCKET); // номер сокета
// биндим сокет (привязываем его к номеру сокета)
bind(spx_skt, (sockaddr*) &addr_ipx, sz);
// узнаем наш адрес
getsockname (spx_skt, (sockaddr*) &addr_ipx, &sz);
// наш номер сети
memcpy (localNetNum, addr_ipx.sa_netnum, IPX_NET_SIZE);
// наш номер узла
memcpy (localNodeNum, addr_ipx.sa_nodenum, IPX_NODE_SIZE);
В остальном работа с SPX идентична работе TCP сокетов, все выше написанное справедливо и для IPX сокетов, только не забудьте, что последние не могут быть законекчены.
Открываются они следующим образом:
SOCKET ipx_skt = socket (PF_IPX, SOCK_DGRAM, NSPROTO_IPX);
Передача данных происходит следующим образом:
// структура для хранения
удалённого адреса
sockaddr_ipx addr_ipx;
// обнуляем её, хотя это не всегда нужно, но и никогда не мешает
memset (&addr_ipx, 0, sizeof (addr_ipx));
// тип протокола
addr_ipx.sa_family = AF_IPX;
// номер сокета
addr_ipx.sa_socket = htons(SOCKET_NR);
// удалённый номер сети
memcpy (addr_ipx.sa_netnum, remoteNetNum, IPX_NET_SIZE);
// удалённый номер узла
memcpy (addr_ipx.sa_nodenum, remoteNodeNum, IPX_NODE_SIZE);
char* buff = “Test string”;
// вот и собственно передача данных
sendto (ipx_skt, buff, strlen (buff), 0, (sockaddr*)&addr_ipx, sizeof (addr_ipx));
Дальше я дам несколько, на мой взгляд, полезных вещей при работе с данными протоколами.
Приём заголовка пакета данных
В некоторых случаях нам нужен больший контроль над IPX/SPX пакетами и для того чтоб наше приложение могло управлять, изменять заголовок
IPX/SPX, нужно вызвать следующий код:
// первый вариант нужен wsnwlink.h
int rcv_header = 1;
setsockopt (spx_skt, NSPROTO_IPX, IPX_RECVHDR, (char*)&rcv_header, sizeof (rcv_header));
// второй вариант, только для SPX протокола
int rcv_header = 1;
setsockopt (spx_skt, NSPROTO_SPX, SPX_RAWSPX, (char*)&rcv_header, sizeof (rcv_header));
А вот вам и структура заголовка SPX пакета, взято из WSIPX.H
/* WSSpxHeader -- SPX Header structure when in SPXL_SPXRAW mode. */
typedef struct WSSpxHeaderStruc
{
WSIpxHeader IpxHdr; // 0x00
u_char ConnCtrl; // 0x1E
u_char DataStreamType; // 0x1F
u_short SrcConnId; // 0x20
u_short DstConnId; // 0x22
u_short SendSeq; // 0x24
u_short AckSeq; // 0x26
u_short AllocNum; // 0x28
} WSSpxHeader, *PWSSpxHeader,FAR *LPWSSpxHeader; // 0x2A (42)
В данном режиме Windows Sockets не будут сегментировать пакеты, ограничивая их размер до максимально допустимого протоколом.
Широковещательные пакеты
Широковещательные пакеты могут быть использованы например в качестве средства «принюхивания» клиента к серверу, это в случае когда мы знаем порт нужного нам сервера, но не знаем его сетевого
адреса.
sockaddr_ipx addr_ipx;
char* broadcast_msg = “Some broadcast stuff”;
SOCKET ipx_skt = socket (PF_IPX, SOCK_DGRAM, NSPROTO_IPX);
addr_ipx.sa_family = AF_IPX;
// номер сокета, данный номер используется
при посылке SAP пакетов в нетваре
addr_ipx.sa_socket = htons (0x0452); // = IPXSKT_SAP
// для широковещательных пакетов
memset (addr_ipx.sa_netnum, 0, IPX_NET_SIZE);
memset (addr_ipx.sa_nodenum, 0xff, IPX_NODE_SIZE);
// устанавливаем флаг для посылки широковещательных пакетов
int set_broadcast = 1;
setsockopt (ipx_skt, SOL_SOCKET, SO_BROADCAST, (char*)& set_broadcast, sizeof (set_broadcast));
// ну и собственно само вещание
sendto (ipx_skt, broadcast_msg, strlen (broadcast_msg), MSG_DONTROUTE, (sockaddr*)&addr_ipx, sizeof
(addr_ipx));
Установка, изменение DataStreamType в заголовке SPX пакета
Это в принципе может быть использовано в собственных целях, например для искусственной сегментации своих данных для совместимости разных реализаций протокола. Например, некоторые реализации протокола для ДОС
поддерживают максимальную длину пакета в 512 байт, либо принудительно ограниченную сетевыми модулями, вот они и используют DataStreamType, чтобы указать последнюю порцию данных.
Устанавливается следующим образом:
// Можно использовать любое значение между 0 - 0xfd
// следующие значения зарезервированы
// #define SPX_HANG_UP 0xFE
// #define SPX_HANG_UP_ACK 0xFF
int stream_type = 0x05;
setsockopt (spx_skt, NSPROTO_IPX, IPX_DSTYPE, (char*)&stream_type, sizeof(stream_type);
Причём данную установку надо делать перед каждым send. Работает всё ОК когда посылаются данные ДОС клиенту, ну а при приеме пакетов WIN клиентом от ДОС клиента DataStreamType не
устанавливается, т.е. мы не получим установленное значение DataStreamType ДОС клиентом. Я
обошел данную проблему при помощи следующего куска кода:
int rcv; // количество
принятых байтов за один recv
int rcv_total = 0; // общее количество принятых
байт
do{
// прием данных
rcv = recv (spx_socket, rd_buffer + rcv_total, MAX_BUF_SIZE - rcv_total, 0);
if (rcv > 0) rcv_total += rcv; // если мы
что-то получили
}while (rcv > 0); // пока принимаются данные
Данный метод хорош еще тем, что WIN клиент может принять один пакет вместо нескольких посланных ДОС клиентом.
Другие специфические расширения для данных протоколов используемые getsockopt/setsockopt можно найти в файле wsnwlink.h, но
(как упоминалось выше) данные расширения для NT платформ
могут не работать для других реализаций данных протоколов.