По телеку крутят рекламу торта "Причуда".
Под заголовком "Разве нужен повод?".
Этой рекламе надо вручить Тэфи и
номинировать её на Оскар. Каннскую
пальмовую ветвь тоже.
То, что кажется убогим сценарием и
бездарной актёрской игрой - на самом деле
талантливейшая находка. В этом фильме
воплощены надрыв и человеческая драма в
своих самых тяжёлых формах. Давайте
разберём её по частям. Сюжет ролика прост -
мама вносит в комнату торт и чай. Семья
удивлена, происходит весёлая перепалка.
Первым в кадре появляется Отец Семейства. "Hаверное,
сегодня снова начали показывать Санта-Барбару?"...
Посмотрите на лицо этого отца, высоко
поднятые брови, глубокие морщины.
Всмотритесь. Что скрывается за этим лбом,
ухмылкой? Это - ходячий кризис среднего
возраста, осложнённый комплексом
собственной неполноценности. Любящий муж,
удовлетворённый жизнью, не стал бы
издеваться над своей женой. Люящий отец не
стал бы делать этого в присутствии детей.
Мелкий домашний тиран, неуверенный в себе -
это и есть мужчина среднего класса. Вторым
появляется Сын, подросток с фразой "Hаверное,
Дашу наконец пригласили в кино?" Актёр
подобран великолепно, он напоминает нам
немецких мальчиков из современных
европейских фильмов, тех самых маленьких
поросят, которых великаны съедают в
различных сказках вместе со штанами на
штрипках и какашками. Отсылка к Фон Триеру и
трагедия современной молодёжи - мальчонке
не хватает только футболки "Идущих вместе".
Его сестра намного умнее, она даже не
считает нужным отвечать уколом на укол -
может быть она любит своего брата? Она
относится к тому виду персонажей, которые
появляются только в комедийных сериалах -
слишком уж они неправдоподобны.
Сообразительные, добрые, красивые девочки,
слишком хорошо понимающие своё
превосходство - смотрите "Симпсоны", "Журнал
мод" и так далее. Она одета в тёмное -
отречение от окружающего мира и ожидание
смерти - мрачная готика современности.
Тупица-брат, тупица-отец и смирившаяся со
своим положением мать - что может быть
страшнее для современной девушки-подростка?
Что скрывается за этими сжатыми губами,
прищуренными веками? Домогательства папаши,
ранняя беременность, пристрастие к
наркотикам? Мать, внезапно решившая
принести торт "Причуда" просто потому, что
сегодня солнечный день, говорит размеренно,
в одном тоне - так говорят забитые женщины.
Она явно сожалеет о своём поступке, её
природа пробудилась ненадолго - до начала
сюжета - и вот она уже возвратилась к своему
привычному существованию по инерции (в "Дяде
Ване" всё самое важное происходит до начала
пьесы - похоже, правда?). Может быть, муж
ударит её за этот торт, и она будет привычно
замазывать синяки тональным кремом?... Hапряжение,
ожидание бунта и - развода - витает в воздухе.
От американского и европейского кино и
комедийных сериалов мы приходим к Чехову.
Последний кадр - испачканный тортом
немецкий мальчуган, начавший созревать
мальчик в шоколаде. Эта радость педофила
вновь переносит нас в мир братьев Гримм, в
историю о Гензель и Гретель, напоминая что
кино - всего лишь кино, страшная сказка,
имеющая мало общего с реальностью. Hе будем
считать это минутной слабостью режиссёра -
ведь он прав, реальность всегда ужаснее
целлулоидных образов...