Стало уже банальностью то положение, что мы перешли от постиндустриального к информационному обществу. Такой переход завершен далеко не везде, конечно. Остались еще места на земле со старой доброй аграрной культурой, где обычное зрелище: крестьянин, под палящими лучами солнца идущий за плугом, запряженным в бычью упряжку, вспахивает рисовое поле, разумеется с генетически модифицированным рисом. Однако, мы, жители развитых стран, подобное можем увидеть только в двух случаях – а) на телеэкране, б) в страшном сне.
Нужно сказать также, что и рабочий класс – основа индустриального строя, уже причисляется к редким видам. Где они – сталевары, слесари шестого разряда, станочники, шахтеры? Нет, они конечно никуда не делись, только вот значительно сократились в своем количестве, уж больно неохотно идет молодежь на заводы и шахты. Большинству учащихся гораздо больше улыбается карьера экономиста, юриста, бухгалтера, программиста. Такие виды работ востребованы уже не индустриальным обществом, а информационным.
Конечно же, выпускники высших учебных заведений не слишком часто оправдывают возложенных на них надежд, и порой заслуженно пополняют массы “офисного планктона”, (новый термин, презрительный, но много о чем говорящий). Но суть не в этом, а в том, что человек приближаясь к иллюзорному миру “матрицы”, все дальше отдаляется от непосредственного воздействия на материю, исключения, такие как “ландшафтные дизайнеры” (водители грейдеров) и “аналитики-комбинаторы” (складские грузчики), лишь подтверждают правила.
Итак, гомо сапиенс стремится уйти от мира объективного в мир субъективный – проще сказать виртуальной реальности. Каждый разумный человек сегодня понимает - то, что показывают телевизионные сети и то, что публикуют СМИ (точнее СМДИ) не является реальностью, это лишь далекое приближение к ней, а порой и банальная “деза”. Тем не менее, люди в массе своей раз за разом принимают потоки, генерируемые СМДИ, за чистую монету. Да и “разумных” не так много, как кажется на первый взгляд. Самостоятельное мышление является роскошью в современном мире и доступно немногим.
Кстати, intelегенция (особенно это касается гуманитариев), которой сам бог велел быть “разумной”, на самом деле, по признанию психиатров, даже более склонна к вялотекущей шизофрении, чем рабочий класс, обладающий, как правило, житейской мудростью. В общем, имеем что имеем – в обществе ежедневно и ежечасно, со скоростью пикирующего сверхзвукового истребителя, распространяются эпидемии мемов, суть которых сплошь и рядом противоречит здравому смыслу. С появлением информационных сетей и быстрых каналов эти процессы лишь ускорились и многократно выросли в масштабе. Клиповое сознание с множественностью интерпретаций - объективный феномен сегодняшнего дня. Но не буду углубляться больше в эту
тему. Она достаточно изучена и исследована соответствующими “ограниченными” людьми.
Поговорить хочется о другом. Если эпидемии мемов – объективная (субъективная) реальность, то как ими управлять и можно ли их инициировать и контролировать, а также защищаться от этого безобразия? Не только можно, даже нужно! - тут же найдутся с ответом рекламщики с пиарщиками. Естественно – это их профессиональный интерес. Однако профессионалы порой узко смотрят на явление или процесс, составляющий сферу их интересов. Дано: есть продукт А, рынок принадлежит продукту Б, задача: продвинуть А – задвинуть Б. Вот и появляются ролики, где тинейджер, подходит к автомату, покупает пару банок Кока-колы, встает на них ногами и дотягивается до кнопки с надписью Пепси. Компания Кока кола может (если
еще не сделала) выдать совершенно аналогичный ролик, применив exchange брэндов. Скучно! Для кого-то, возможно, это будет открытием (хотел бы увидеть этого наивного человека), но это практически банальность, почти уже вошедшая в структуру наслоений стереотипов общественного мнения – наши мысли нам не принадлежат. Мы их берем в аренду, лизинг, меняемся ими, продаем, покупаем, но только малая их часть на самом деле является нашей собственностью. Признаком самостоятельного мышления считается именно относительно большое число мыслей в голове имеющих собственный копирайт носителя.
Теории мемов, эгрегоров, вирусов-идей, психических вирусов, идеологий, червей, информационных паразитов, да и вообще любых нематериальных, информационных сущностей которые живут и размножаются в наших мозгах и компьютерах появляются, развиваются и нагромождаются фактами и анализами с завидной регулярностью. Все эти теории, по сути, говорят об одном и том же, используя при этом лишь различную терминологию. Что и говорить, без этих сущностей сама цивилизация была бы просто невозможна, ведь и наш великий и могучий, благодаря которому мы несмотря ни на что… состоит из атомарных единиц смысла, называемых словами, а каждое слово языка это примитивный элементарный мем. Из этих примитивных мемов
строятся все более и более навороченные конструкции, сначала в идеальном, а затем и в физическом мире назло проклятой энтропии этого лучшего из миров.
Мы ведь даже физически не можем жить в стерильных условиях, оставляя свой мозг чистым и “нетронутым”. Сенсорная депривация говорят страшная вещь, противостоять ей сутками могут лишь единицы с “железной” психикой. Посему не стоит выбрасывать телевизор, выкидывать газеты и ломать компьютер. Но подходить к этим “носителям” чего-то непонятного следует с осторожностью… Не заразись тем, против чего у тебя нет иммунитета!
Несколько классических примеров эпидемий примитивных мемов:
- I love you – простой вирус основанный больше на психологии, чем на технологии
- Превед Медвед
- Мопед не мой я просто разместил объяву
- Йа креведко
Этот список сетевых примитивных мемов далеко не полон и очевидно, что может включать в себя более десятка позиций только за пару-тройку последних лет.
Вот примеры посложнее:
В шестидесятых годах в Америке носили кепки бейсболки исключительно козырьками вперед. Достаточно было одному “умнику” завернуть козырек назад как данный способ ношения бейсболки стал банальным - процесс этот занял считанные дни.
Мнимая смерть Бритни Спирс, мрачная шутка которую создал некий хакер в 2001 году путем имитации сайта BBC и скрытии реального URL за служебными символами (использовался значок “@”, строка перед которым игнорируется в браузерах – простой, но действенный прием). На эту новость среагировали тысячи людей распространяя мем-дезу.
Гарри Поттер – банальная книжка в жанре фэнтези (не соответствует в полной мере канонам данного жанра), снискавшая расположение публики и обретшая мегапопулярность благодаря случайным факторам, вошедшим в резонанс. Книга это уже гораздо более сложный мем чем “йа креведко”, но лично я крайне скептического мнения о художественной ценности данного “шедевра”.
Вообще можно сказать, что любое художественное произведение, будь оно в виде прозы, графики или кинокартины, является крупным мем-образованием культуры. Но далеко не все такие субстанции широко завоевывают информационное пространство.
Можно ли инициировать эпидемию мемов?
Хотя большинство таких эпидемий возникают стихийно и случайно, но, тем не менее, в современных условиях создать искусственную информационную лавину вовсе не невозможно, на это способен почти любой пользователь сети, который целенаправленно начнет притворять план по внедрению нового мема в жизнь. То есть для этого даже не нужно быть пиарщиком и иметь сложный софт с анализатором ключевых слов для поисковых машин или автоматической рассылкой спама! Для этого нужна “всего лишь” недюжинная изобретательность, кроме того необходимо оказаться в нужное время в нужном месте, что составляет нехилый элемент случайности. Так или иначе, можно постулировать – создать эпидемию мемов реально, вопрос
только ЗАЧЕМ? Если у тебя найдется правильный и понятный для самого себя ответ на этот вопрос – можешь смело внедрять свой мем в массовое сознание, никто не запрещает.
А вот и другой вопрос – можно ли контролировать эпидемию мемов? Как это сделать, и существуют ли такие технологии в информационных сетях? Увы, на первый вопрос можно ответить однозначно – контролировать эпидемию мемов невозможно, по крайней мере, на уровне индивида – на то она и эпидемия. Процессы эти настолько масштабны и стихийны, что один человек, ничего не может им противопоставить. На уровне государства, тем не менее, такие небезуспешные попытки делаются – достаточно вспомнить массовое закрытие Интернет кафе, к примеру, в Китае, или изъятие крупных тиражей газет, освещающих что-либо непотребное властям. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Отсюда вывод – запуская информационную
лавину, думай о последствиях.
Подавление мем-эпидемии, возможно ли?
Пожалуй, ответить на этот вопрос можно определенно - да, такие технологии существуют. Несмотря на то, что контролировать эпидемию нельзя, ее, тем не менее, можно подавить. Для этого необходимо создать мем-антидот, мем-вакцину и сделать ее инъекцию в информационное пространство. Если речь, скажем, идет о широком распространении нежелательного новостийного месседжа, заинтересованными лицами создается месседж-антидот, который либо полностью опровергает первоначальное сообщение, либо выставляет его нелепым в свете последних событий, и делает вопрос его дальнейшего распространения абсурдным. Однако подавление мем-эпидемии еще более сложная наука, чем ее создание, так как приходится учитывать
большее количество факторов. Вообще, экспансия определенного мема рано или поздно прекращается и этот мем вытесняется другими не менее настырными “червями”. Информационные черви ведут борьбу за место под солнцем. Это хорошо заметно и на примере компьютерных вирусов/червей? которые способны уничтожать друг друга, а также использовать технологии “прилипания”.
На современном этапе развития общества вопрос о развитии науки мемологии уже является, пожалуй, решенным – такая наука пригодится во многих областях человеческой деятельности и ждет своих исследователей.