Сегодня мы хотим рассказать вам о впечатлениях человека, которому довелось лично прокатиться в беспилотном автомобиле Google и пообщаться на эту тему с инженерами проекта.

Люди — ужасные водители

Люди выпивают. Люди засыпают. Люди пишут SMS за рулём. Ежегодно на дорогах США гибнут 30 тысяч человек (27 тысяч в России). ДТП — основная причина смерти людей в возрасте от 15 до 24 лет во всём мире. В 40% аварий водитель по тем или иным причинам не тормозит. Человек легко отвлекается и полностью теряет контроль над ситуацией. Идея Google — убрать человеческий фактор из сферы жизни, в которой мы, люди, управляли всем последнюю сотню лет.

Беспилотные автомобили очень аккуратные

Автомобиль, в котором мы ехали, не казался мне опасным. Меня поразила осторожность, с которой он ехал. Мы двигались медленно, не спеша. Скорее всего, такой стиль езды больше раздражал бы водителей, нежели причинил бы им вред.

Google может изменять уровень агрессивности вождения. Прототипы, которые сейчас испытывают в Mountain View, ездят так, словно за рулём новички-курсанты.

Ранние версии, которые тестировались на закрытых полигонах, были запрограммированы на очень агрессивную езду. Внезапные препятствия, появляющиеся на дороге, визг тормозов, рёв двигателей — всё это там было. И хотя такие режимы неактуальны на обычной дороге, часть меня, признаться честно, хотела бы испытать и те версии автомобилей.

Эти автомобили очень милые

Автомобили Google специально разрабатывались так, чтобы выглядеть очаровательными. Наш мозг интересно реагирует на неодушевлённые предметы в зависимости от их внешнего вида. Если предмет напоминает живое существо, то мы относимся к нему с большей осторожностью и трепетом. Испытуемые, которым в ходе исследований предлагалось нанести вред неодушевлённому предмету, с куда меньшим желанием делали это, если на объекте узнавались очертания лица. Участники эксперимента с радостью превращали картофель в кашу с помощью молотка, но стоило добавить к клубню волосы и глаза, как поведение тут же менялось.

Создавая беспилотные автомобили в виде вот таких зефирок, Google рассчитывает снизить уровень агрессии других водителей, особенно когда те вынуждены плестись за одной из управляемых роботом машин. Нужно понимать, что беспилотный автомобиль — это не воин дороги, а курьер для доставки человека. Его максимальная скорость составляет 40 километров в час.

Технология несовершенна и не закончена

В некоторых сценариях беспилотные автомобили начинают испытывать проблемы. Как правило, это те же ситуации, которые вызывают наибольшие трудности и у живых водителей. Например, реакция на жёлтый свет, когда ты уже фактически проезжаешь перекрёсток. Тормозить или ускоряться? В какой-то момент мы хотели повернуть направо на оживлённом перекрёстке. Естественно, наше внимание было направлено влево. Мы ждали, когда дорога освободится. Когда путь был свободен и мы могли безопасно повернуть, беспилотный автомобиль не двинулся с места. Я подумал, что это ошибка, но тут же увидел справа пешехода, находящегося в непосредственной близости от края дороги. Неловкими жестами он как бы предлагал нам проехать, пропускал нас. Это пример исключительно живого общения, но машина продолжала ждать, когда обстановка окажется безопасной для поворота, и тот пешеход, согласно алгоритму, совершал движения телом и мог начать пересекать дорогу. В итоге мы ждём пешехода, а пешеход ждёт нас. Когда пешеход перестал двигаться, машина взяла инициативу и аккуратно повернула.

Последние версии машин питаются исключительно от аккумуляторов и могут проехать 160 километров без подзарядки. Для анализа окружающей обстановки автомобили Google используют сочетание 3D-моделирования окружения с помощью лазеров, GPS и радара. Радар интересен тем, что видит сквозь окружающие объекты, анализирует ситуацию за пределами прямой видимости. В какой-то момент наш автомобиль пропустил внезапно появившегося велосипедиста, который до этого был скрыт живой изгородью.

Хотя такая система и превосходит возможности человека, эти автомобили всё ещё не готовы к реальному миру. Снегопад или сильный дождь не позволят им работать. Работы на дороге также являются для них непреодолимым препятствием. В Google надеются решить проблему, когда будет накоплено больше данных о дорогах, и тогда беспилотные автомобили будут не хуже, а может, и лучше живых водителей.

Мне хотелось бы, чтобы эта технология заработала… вчера

Из-за внезапно пошатнувшегося здоровья полностью функциональный, независимый, социально активный человек с хорошей карьерой превращается в привязанного к дому, беспомощного, бессильного.

При обсуждении беспилотных автомобилей люди, как правило, задаются поверхностными вопросами. Сколько он будет стоить? Должен ли он заменить мой существующий автомобиль? Заменят ли такие машины такси? Что, если мне необходимо заехать в какой-нибудь drive-thru?

Эти люди игнорируют куда более умные и важные вопросы. Они игнорируют тот факт, что 45% граждан США с ограниченными возможностями по-прежнему работают. Игнорируют факт того, что 95% времени обычный автомобиль простаивает. Игнорируют возможности, благодаря которым данная технология изменит жизнь пожилых людей и заставит забыть о стоянках и гаражах. Эти люди упускают суть, потому что думают лишь о том, сможет ли компьютер ехать по трассе лучше, чем они.

Поездка показалась обычной, и это хорошо

Поездка в управляемом роботом автомобиле не ввергла меня в ужас, не вызвала приступа паники. Машина едет так, словно ей управляет человек, и через несколько минут вы забываете о том, что транспорт приводится в движение компьютером. Забываете о том, что этот компьютер обсчитывает и принимает решения в зависимости от находящихся вблизи вас машин, пешеходов, мопедов и енотов.

Вы забываете, что вместо органического мозга, в котором в течение миллионов лет развивалась способность выбора правильной траектории движения в зависимости от мгновенно меняющейся обстановки, всё это теперь делает электронный мозг, с момента создания которого не прошло и десятка лет.

К сожалению, кое-что в этом технологическом развитии является неизбежным. Это глупость, которая начнёт извергаться из уст общественности. Даже если в течение нескольких лет беспилотные автомобили будут доказывать свою безопасность в сравнении с живыми водителями, один-единственный инцидент сведёт людей с ума и всё уничтожит. Тут же вспыхнет волна возмущений. Не упустят свой шанс политики. Технологию обвешают ярлыками. Будет очень плохо.

via ЛайфХакер, The Oatmeal, Sergey Suyagin



11 комментарий

  1. 09.02.2015 at 19:12

    не хочу кого-либо тут задеть за милую душенку, но по мне как эти автомобили — х*йня полная… да, жертв аварий будет меньше, энергопотребление упадет на долю электричества. но это уже не та классика!!! это игрушка для детей! куда тогда денут кучу реал-каров, у них же еще много своих любителей?! не, если такие автомобили действительно нужны инвалидам с проблемами подвижности — пусть они его и используют. но не надо забывать, что когда обычный человек «окружен заботой со всех сторон», то и он легко превращается в инвалида, если даже не физически, то умственно.

    • 09.02.2015 at 20:05

      По той же самой причине можно было и не создавать ручку, потому что кто-то привык к перу, не изобретать транспорт, потому что кто-то любит ходить пешком… Это прогресс. Как на счёт такси или другого общественного транспорта? Им же управляете не вы. Или если ребёнку нужно доехать в школу, а родители заняты?

    • 09.02.2015 at 20:20

      «жертв аварий будет меньше» — это для тебя х**ня полная? Ты быдло(

      • 09.02.2015 at 23:07

        Автор сего комментария просто хотел выразить свое мнение. Зачем на личность сразу переходить-то? Ну нравятся ему классика — пусть катается на Porshe или даже старой Копейке — это его дело. Может он даже мастер вождения или будущий Шумахер. Мне и самому лично дизайн этих автомобилей не нравится, женственный какой-то… Сдается впечатление, что ты типичный школьник, который только и умеет на личность набрасываться. Каждый вправе выбирать то, что ему больше нравится (но и в пределах разумности конечно).

    • 09.02.2015 at 23:14

      куда тогда денут кучу реал-каров,

      Отправят следом за каретами.

      у них же еще много своих любителей?!

      Для любителей оставим авто-родео. И пустыни пока никто не отменил, пожалуйста, пусть там свои гонки без правил проводят.

  2. 09.02.2015 at 20:13

    Не стоит забывать что пассажирам абсолютно всё равно куда денутся реал-кары, они будут ездить на том что дешевле и быстрее. И если для вас проезд считается непозволительной «заботой со всех сторон» вы можете огранить её для себя в этой заботе передвигаясь на своих двух, и поддерживая свой физический и умственный тонус в норме.

  3. 10.02.2015 at 10:01

    По-моему, тут уместены аналоги лифта и лестницы. Если молодой да ранний — вперёд на шестнадцатый этаж пешком, если старенький — можно и на третий этаж на лифте. Только не понимаю, почему многие естественные вопросы автор называет глупостью. Разве можно называть человека дураком, если он задаётся вопросами типа: «что будет, если лифт упадёт?»; «что делать, если отключат электричество?»; «как выйти, если заклинит дверь?»?

  4. http://crebsonsecurity.com

    10.02.2015 at 11:47

    А по моему девайс офигенный, особенно если принял на грудь или стоишь в пробке на мкаде. Да и на штрафы и гайцов параллельно.

  5. 13.02.2015 at 12:38

    Крайне важная технология — одна из тех которые изменят мир. Как мобильная связь и смартфоны из последнего. Не глобально конечно, а в плане комфорта и стиля жизни.

  6. 27.02.2015 at 17:55

    Очень удобная технология, особенно если надо преодолеть большое расстояние. Едешь себе читаешь книжку или в планшете играешь, да и вздремнуть можно. И не надо постоянно быть в напряжении от дорожной суеты и ехать можно круглосуточно.

Оставить мнение