Чтобы избежать внимания спецслужб и правоохранительных органов, парижским террористам не понадобилась криптография. Они использовали метод, который давно и успешно применяет организованная преступность: одноразовые мобильные телефоны. Такой вывод следует из недавнего отчета министерства внутренних дел Франции. «Нью-Йорк Таймз» пересказывает основные факты из отчета.
В США одноразовые телефоны обозначают словом «бёрнер» (burner), позаимствованным из криминального жаргона. Бёрнер покупают предоплаченным за наличные, чтобы полиция не могла оследить собственника по платежу. Такой телефон включают только один раз — непосредственно перед звонком. После этого его считают засвеченным (то есть, по-английски, «burned» — отсюда и название) и отправляют в мусор. Даже если бёрнер найдут, это не поможет следствию выйти на его обладателя или понять связи между злоумышленниками.
Судя по всему, именно так действовали организаторы и участники терактов в Париже, произошедших в ноябре 2015 года. Они покупали дешевые предоплаченные мобильники, использовали их один раз, а затем выбрасывали. Полиция быстро обнаружила белый телефон Samsung в урне возле концертного зала, захваченного террористами. В телефоне находилась бельгийская «симка», активированная всего за день до атаки. Данные GPS, накопившиеся в телефоне, привели следователей к гостинице в пригороде Парижа.
Оказалось, что пару номеров в гостинице снимал Салах Абдеслам — один из главарей террористов (именно он был арестован на прошлой неделе в Брюсселе). Идя по следам участников терактов, полиция всюду натыкалась на выброшенные телефоны. В доме, снятом на имя одного из террористов, нашли непочатый запас бёрнеров — новенькие мобильные телефоны в нетронутых упаковках.
После парижских терактов политики во многих странах, включая Россию и США, требовали ограничить криптографическую защиту коммуникаций, якобы помогающую террористам скрываться от преследования. Но, как выясняется, криптография была ни при чём. На телефонах террористов, найденных во Франции и Бельгии, нет следов почтовых сообщений и тайных чатов. Ни борьба с крипто, ни запрет Telegram, ни взлом защиты iPhone не помогли бы предотвратить теракты.