30 марта 2016 года на территории РФ вступил в силу федеральный закон от 30 декабря 2015 года «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов». Согласно документу, теперь обязательной регистрации подлежат любые беспилотные летательные аппараты взлетной массой более 0,25 килограмма. То есть под новый закон подпадают не только серьезные дроны, но даже детские игрушки.
В последние годы было много разговоров о том, что дронов и их владельцев нужно как-то контролировать. Приобрести простенький квадрокоптер в наши дни действительно несложно, и такие БПЛА создают множество проблем экстренным службам и управлениям авиации. Так как владельцы дронов зачастую не думают о последствиях, беспилотники появляются в опасной близости от воздушного пространства аэропортов, создают угрозу самолетам, а порой даже мешают работе пожарных, как летом 2015 года в Калифорнии.
В Воздушный кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым, даже оператор игрушечного вертолета отныне обязан зарегистрироваться в качестве «внешнего пилота». Забавно, но в законе этот новый термин фактически приравнивается к статусу командира воздушного судна. Регистрации подлежат все БПЛА со взлетной массой от 250 граммов до 25 килограммов.
В 2015 году, когда поправки к закону еще проходили обсуждение, с резкой критикой в адрес документа выступали авиамоделисты, производители и продавцы дронов. Однако их, похоже, так никто и не услышал.
Ведение реестра дронов поручили Росавиации, но для прохождения регистрации и получения соответствующей справки, частным лицам и компаниям придется обращаться в ФСБ. Сам порядок регистрации в новом законе не прописан, он будет регламентироваться дополнительным постановлением правительства. Скорее всего, новые поправки заработают не раньше осени 2016 года, когда будут готовы все подзаконные акты и постановления.
Предполагается, что для регистрации заявителю нужно будет указать свои ФИО, паспортные данные, адрес фактического местонахождения, номер телефона и ИНН. Также к заявке нужно будет приложить подробные данные о самом летательном аппарате, указав: страну производителя, серийный номер, год изготовления, максимальную взлетную массу, тип, количество и мощность двигателей, назначение модели (гражданский или военный аппарат), а также приложить документы, подтверждающие ввоз устройства из-за рубежа (если дрон привезен из-за границы). После завершения процедуры регистрации на борт дрона будет нанесен регистрационный номер.
На Западе регулированием данного вопроса озаботились раньше чем в РФ. К примеру, в США с декабря 2015 года регистрации подлежат все БПЛА максимальной взлетной массой от 0,55 фунта (250 г) до 55 фунтов (25 кг). Зарегистрировать дрон может любой гражданин США старше 13 лет, для этого достаточно посетить сайт Федерального управления гражданской авиации, заполнить нужную форму и оплатить пошлину в размере $5.
В ЕС единого закона, регулирующего плавила полетов и процедуру регистрацию дронов, пока нет. Отдельные страны пытаются устанавливать нормативы самостоятельно, к примеру, в Италии запускать беспилотники разрешается только на открытом пространстве, вдали от людей и важных объектов городской инфраструктуры.
Фото: Wikimedia