30 марта 2016 года на территории РФ вступил в силу федеральный закон от 30 декабря 2015 года «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов». Согласно документу, теперь обязательной регистрации подлежат любые беспилотные летательные аппараты взлетной массой более 0,25 килограмма. То есть под новый закон подпадают не только серьезные дроны, но даже детские игрушки.

В последние годы было много разговоров о том, что дронов и их владельцев нужно как-то контролировать. Приобрести простенький квадрокоптер в наши дни действительно несложно, и такие БПЛА создают множество проблем экстренным службам и управлениям авиации. Так как владельцы дронов зачастую не думают о последствиях, беспилотники появляются в опасной близости от воздушного пространства аэропортов, создают угрозу самолетам, а порой даже мешают работе пожарных, как летом 2015 года в Калифорнии.

В Воздушный кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым, даже оператор игрушечного вертолета отныне обязан зарегистрироваться в качестве «внешнего пилота». Забавно, но в законе этот новый термин фактически приравнивается к статусу командира воздушного судна. Регистрации подлежат все БПЛА со взлетной массой от 250 граммов до 25 килограммов.

В 2015 году, когда поправки к закону еще проходили обсуждение, с резкой критикой в адрес документа выступали авиамоделисты, производители и продавцы дронов. Однако их, похоже, так никто и не услышал.

Ведение реестра дронов поручили Росавиации, но для прохождения регистрации и получения соответствующей справки, частным лицам и компаниям придется обращаться в ФСБ. Сам порядок регистрации в новом законе не прописан, он будет регламентироваться дополнительным постановлением правительства. Скорее всего, новые поправки заработают не раньше осени 2016 года, когда будут готовы все подзаконные акты и постановления.

Предполагается, что для регистрации заявителю нужно будет указать свои ФИО, паспортные данные, адрес фактического местонахождения, номер телефона и ИНН. Также к заявке нужно будет приложить подробные данные о самом летательном аппарате, указав: страну производителя, серийный номер, год изготовления, максимальную взлетную массу, тип, количество и мощность двигателей, назначение модели (гражданский или военный аппарат), а также приложить документы, подтверждающие ввоз устройства из-за рубежа (если дрон привезен из-за границы). После завершения процедуры регистрации на борт дрона будет нанесен регистрационный номер.

На Западе регулированием данного вопроса озаботились раньше чем в РФ. К примеру, в США с декабря 2015 года регистрации подлежат все БПЛА максимальной взлетной массой от 0,55 фунта (250 г) до 55 фунтов (25 кг). Зарегистрировать дрон может любой гражданин США старше 13 лет, для этого достаточно посетить сайт Федерального управления гражданской авиации, заполнить нужную форму и оплатить пошлину в размере $5.

В ЕС единого закона, регулирующего плавила полетов и процедуру регистрацию дронов, пока нет. Отдельные страны пытаются устанавливать нормативы самостоятельно, к примеру, в Италии запускать беспилотники разрешается только на открытом пространстве, вдали от людей и важных объектов городской инфраструктуры.

Фото: Wikimedia



11 комментарий

  1. bogov

    31.03.2016 at 10:09

    «После завершения процедуры регистрации на борт дрона будет нанесен регистрационный номер.» Интересно как именно будет наносится этот номер и что будет мешать его перебить =)

  2. Kadist

    31.03.2016 at 10:27

    Идиотизм семимильными шагами идет… Держи сыночек вертолет. Подожди, надо его зарегистрировать, а то изымут. Конечно он гражданский…ой на нём есть фонарик — тогда военный! А еще есть такая практика — брать зарубежный закон, бросать его как помои голодным. Ой несварение, подавились — нате поправочки…

  3. kerpakich

    31.03.2016 at 12:07

    А не зарегистрированные дроны будет сбивать ПВО?

  4. Int

    31.03.2016 at 13:02

    Какое подтверждение о ввозе может быть на игрушку с алиэкспресса? И откуда узнать, какие на ней моторы? Они специалисты, вот пусть сами и говорят, какие там моторы, а моё дело — в кнопочки нажимать. Ещё б маркировку всех микросхем ноутбука спрашивали у владельцев.

    • ShadowHD

      31.03.2016 at 14:34

      Ты потише. Они и не такие документы любят просить, похоже специально, чтобы поглумиться над халявщиками или энтузиастами. Почитай «Как я покупал 3D-принтер» на Гиктаймс, веселья на полчаса. Правда очень горького веселья…

    • schoolboy

      31.03.2016 at 17:54

      Вот выучишься на «внешнего пилота» и будешь всё знать. Только доработают подзаконные маразмакты, чтобы ты экзамены и налёт часов сдавал за деньги в аккредитованном учебном заведении и именно на своей модели ЛА.

      • itjunky

        06.04.2016 at 18:24

        Зачем же на своей? Надо как с водительскими правами, на инструкторской или вообще гаишной =) У которой все рычаги раскалиброваны и триммеры перекручены, так что дрона кренит нипадецки…

  5. DjoDast

    03.04.2016 at 18:39

    Скоро еще велосипеды начнут регистрировать, а далее постепенный переход к тотальной слежке через микрочипы вживаемые в тело человека.

  6. ikv_2006

    04.04.2016 at 11:19

    В общем-то, правильно сделали. Такие «игрушки» отнюдь небезобидны.
    Дроны могут быть использованы и для видео-слежения, нелегальной съёмки, могут представлять опасность для воздушного транспорта.

    • itjunky

      06.04.2016 at 18:26

      Да йоптыж, а лазерные указки то чо не регистрируют. Ими же «сбивают» самолёты!

      А как быть с дронами тяжелее 25 кило? Теми, которые как раз в военных и профессионально-шпионских нуждах юзаются? Их то регать почему-то не нужно. Но есть разница, если тебе на голову свалится 250 грамм или 30 кило? Думаю во втором случае шансов на выживание на порядок меньше.

Оставить мнение