Вчера, 21 марта 2022 года, Тверской районный суд Москвы удовлетворил исковые требования Генеральной прокуратуры и признал деятельность социальных сетей Instagram и Facebook, принадлежащих компании Meta Platforms, экстремистской, запретив их на территории России. Решение суда вступило в силу немедленно.
Напомню, что с этим требованием Генпрокуратура обратилась в суд еще в начале прошлой недели, после того как руководство Meta разрешило пользователям Facebook и Instagram в некоторых странах призывать к насилию в отношении россиян и российских военных в контексте «спецоперации в Украине». С аналогичными требованиями и запросами в суд обратились Роскомнадзор и ФСБ.
Теперь, когда деятельность Meta официально признанна экстремисткой, ТАСС цитирует слова прокурора, который заверил, что на принадлежащий Meta мессенджер WhatsApp это не распространяется. Также представитель прокуратуры заявил, что простых физических и юридических лиц все это не затронет:
«Использование продуктов компании Meta физическими и юридическими лицами не должно рассматриваться как участие в экстремистской деятельности. Лица не будут привлекаться к ответственности только за то, что они пользуются услугами Meta», — сообщил он.
При этом юрист и руководитель Международной правозащитной группы «Агора», Павел Чиков, сообщил журналистам, что, к примеру, покупка рекламы в Instagram и Facebook теперь может быть расценена как финансирование экстремизма.
«Покупка рекламы в Instagram и Facebook может расцениваться как финансирование экстремистской организации (ст. 282.3 УК РФ). Также можно составить протокол на любой сайт или магазин, на котором есть ссылки на эти соцсети, или на человека, который распространяет визитки с контактами в Instagram и Facebook: это публичная демонстрация символики экстремистской организации (ст. 20.3 КоАП РФ)», — объяснил Чиков.
Также в своем Telegram-канале он пишет, что «владение акциями Meta дает право на участие в управлении компанией, в тч в собрании акционеров <…> Участие в деятельности экстремистской организации — это тоже состав преступления (часть 2 статьи 282.2 УК РФ)».
Эту точку зрения разделяет другой юрист, руководитель Yusufov Group Асад Юсуфов:
«Ранее экстремистскими организациями у нас всегда признавали именно проводников определенной идеологии, а не площадку, где позволено размещать подобные высказывания. Но в любом случае при регистрации, например на Facebook, все пользователи подписывают пользовательское соглашение, где вся ответственность за их действия возлагается на самого пользователя. Любая платная реклама может трактоваться как финансирование экстремистской организации. Поэтому нельзя сейчас совершать никаких платежей за рекламу, потому что в противном случае любой российский плательщик может быть признан экстремистом».
Также Юсуфов считает, что следующим шагом после признания деятельности Instagram и Facebook экстремистской может стать внесение в административный кодекс РФ соответствующих изменений, которые будут предусматривать ответственность для пользователей, которые будут признаны соучастниками.
«Если, допустим, будет размещен какой-либо пост, который поддерживает данные экстремистские действия, и человек будет ставить под ними лайки, то вполне вероятно, что если этого человека вычислят, то к нему могут быть применены меры — как уголовной, так и административной ответственности. Такой практики у нас еще нет, но, я думаю, под нее быстро примут поправки в Кодекс об административных правонарушениях», — добавил он.
При этом замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин утверждает, что судебное решение о признании деятельности компании Meta экстремистской может быть отменено, если компания официально признает нарушения и исправит их. Политик говорит, что для этого Meta должна разблокировать аккаунты российских СМИ и общественных деятелей, а также «вернуться к соблюдению принципа нейтральности».