Сегодня мы поговорим об установке hook'ов (ловушек) в Windows. Hook - это механизм перехвата сообщений, путем установки специальной функции на верх стека hook-функций системы. Без установки таких ловушек практически невозможно обойтись при написании различных средств удаленного администрирования, шпионов и других программ в той или иной степени осуществляющих контроль за пользователем, использующем ОС Windows. Hook'и бывают глобальные (на всю систему) и локальные (на какой-либо поток).

Установить в систему hook можно при помощи функции SetWindowsHookEx(), со следующим заголовком: 

HHOOK SetWindowsHookEx(int idHook, HOOKPROC lpfn, HINSTANCE hMod, DWORD
dwThreadId);

Если ты плохо воспринимаешь Си-шный код, на Delphi заголовок выглядит так:

SetWindowsHookEx(idHook: Integer; lpfn: TFNHookProc; hmod: HINST; dwThreadId:
DWORD): HHOOK;

Функция SetWindowsHookEx() в случае установки hook'a возвращает его дескриптор, в случае ошибки возвращает 0.
Разберем подробней все входящие параметры этой функции:

1. idHook - константа, определяет типа устанавливаемого hook'а. Может принимать одно из ниже перечисленных значений:

WH_CALLWNDPROC - Следит за сообщениями до отправки в оконную функцию и вызывается, когда процедуре окна посылается сообщение. Ловушка срабатывает при каждом вызове функции SendMessage. 

WH_CALLWNDPROCRET - Контролирует сообщения после их отправки в оконную функцию.

WH_CBT - Вызывается перед обработкой большинства сообщений окон, мыши и клавиатуры (созданием окон, активация окон, уничтожением окон, сменой размера окон, перед установкой фокуса и.т.п.)

WH_DEBUG - Вызывается перед любой другой ловушкой. Полезно для отладки hook'ов. 

WH_GETMESSAGE - Вызывается, когда из очереди приложения считывается сообщение.

WH_HARDWARE - Вызывается, когда из очереди приложения считывается сообщение установленного на компьютере оборудования.

WH_JOURNALPLAYBACK - Вызывается, когда из очереди системы считывается сообщение. Применяется для добавления в очередь системных событий. 

WH_JOURNALRECORD - Вызывается, когда из очереди системы запрашивается какое-нибудь событие. Применяется для регистрации системных событий. 

WH_KEYBOARD - Вызывается, когда из очереди приложения считывается сообщения WM_Keydown или WM_Keyup. Одна из самых распространенных ловушек -).

WH_MOUSE - Вызывается, когда из очереди приложения считывается сообщение мыши. 

WH_MSGFILTER - Вызывается, когда сообщение должно быть обработано диалоговым окном приложения, меню или окном приложения.

WH_SHELL - Вызывается, когда создаются и разрушаются окна верхнего уровня или когда приложению-оболочке требуется стать активным.

2. lpfn - указатель на саму hook функцию. Ее заголовок:

function HOOKFUNCTION(code: Integer; wparam: WPARAM; lparam: LPARAM): LRESULT
stdcall;

Значения входящих параметров зависят от типа hook'a. Если ставится глобальный hook, эта функция должна обязательно находиться в dll.

3. hmod - принимает значение hInstance или дескриптор DLL (в глобальных ловушках).

4. dwThreadId - идентифицирует поток, в который вставляется ловушка. В глобальных hook'ах этот параметр должен быть равен 0.

Для удаления установленной ловушки существует функция UnhookWindowsHookEx(). В качестве параметра нужно использовать указатель (дескриптор) на hook функцию (значение, которое возвращает функция SetWindowsHookEx()).

Ну вот и все, с основами ты ознакомлен. Теперь напишем маленькую шуточную программу, ставящую hook на считывания сообщений мыши (WH_MOUSE). Сделаем так, чтобы при нажатии на правую кнопку мыши скрывалась кнопка "Пуск", при нажатии на левую - появлялась, среднею - изменялся заголовок активного окна. Сама hook функция будет находиться в dll. Кроме того, в dll будут находиться две процедуры - sethook() и removehook(), соответственно устанавливающие и удаляющие ловушку.

Привожу код dll библиотеки:

--- lib.dll ---

library lib;

uses
windows,messages;
var
H : THandle;

{Hook-функция}
function hook(c0de, wParam, lParam : integer): Lresult; stdcall;
{Объявления переменных}
var 
w : THandle;
hw: hwnd;
begin
{Если c0de не меньше 0, все в порядке, продолжаем}
if c0de >= 0 then
begin
{ Если wParam = WM_RBUTTONUP, т.е. нажата правая кнопка мыши, получаем хендл (handle) кнопки "Пуск" и скрываем ее }
case wParam of
WM_RBUTTONUP :
begin
W:= FindWindow('Shell_TrayWnd', nil);
W:= FindWindowEx(W, HWND(0),'Button', nil);
ShowWindow(W, SW_hide);
end;
{ Если wParam = WM_LBUTTONUP, т.е. нажата левая кнопка мыши, получаем хендл кнопки пуск и показываем ее }
WM_LBUTTONUP:
begin
W:= FindWindow('Shell_TrayWnd', nil);
W:= FindWindowEx(W, HWND(0),'Button', nil);
ShowWindow(W, SW_SHOW);
end;
{ Если wParam = WM_MBUTTONUP, т.е. нажата средняя кнопка мыши, получаем указатель на заголовок активного окна и изменяем его }
WM_MBUTTONUP:
begin
hw:=GetForegroundWindow;
SetWindowText(hw,'EXAMPLE OF WINDOWS HOOK (WH_MOUSE) - by Dark Lord <darklord@smtp.ru>');
end;
end;
end else
{Если c0de меньше 0}
begin
{Вызываем следующую ловушку в цепочке ловушек Windows и выходим из процедуры}
result := CallNextHookEx(H, c0de, wParam, lParam);
exit;
end;
{Вызываем следующую ловушку в цепочке ловушек Windows}
result := CallNextHookEx(H, c0de, wParam, lParam);
End;

{ Процедура установки ловушки, если не удалось установить - выводим сообщение об ошибке }
procedure sethook;
begin
H:= SetWindowsHookEx(WH_MOUSE, @hook, hInstance, 0);
if H = 0 then 
messagebox(0,'hmmm..','ERROR',mb_iconhand);
end;

{ Процедура удаления ловушки }
procedure removehook;
begin
UnhookWindowsHookEx(H);
end;

{ Экспорт процедур установки и удаления hook'a }
exports
sethook index 1 name 'sethook',
removehook index 2 name 'removehook';
end.

--- lib.dll ---

В самой программе ловушка будет устанавливаться вызовом из dll процедуры sethook, удаляться - вызовом процедуры removehook. Пример установки и удаления hook'а, а также исходник dll библиотеки есть в прилагающемся архиве.

В данной статье были рассмотрены только основы установки ловушек. Есть немалое количество нюансов и возникающих проблем при установке нескольких hook'ов, установки hook'ов в разных ОС (особенно это касается глобальных ловушек). Для получения подробностей по этим вопросам рекомендую использовать Win32 API Reference или MSDN (если нет дисков с MSDN - прогуляйся на
http://msdn.microsoft.com, здесь правда не вся информация, но большая ее часть). Ну что же, на сегодня это все. Будь здоров! -)

Исходники

  • Подпишись на наc в Telegram!

    Только важные новости и лучшие статьи

    Подписаться

  • Подписаться
    Уведомить о
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии