Содержание статьи
Рагнароком в скандинавской мифологии называлась гибель всего живого, которая должна была произойти после битвы богов и чудовищ. Прошло много времени, эти легенды теперь интересны лишь любителям сказок народов мира. И еще тем, кто делает компьютерные игры по мотивам древних мифов.
Но из-за этих игр битвы происходят и сегодня...
MmoRPG и ее серверы
Ragnarok Online - одна из самых популярных сегодня многопользовательских ролевых игр. Она была создана в 2001 году корейской компанией Gravity Corporation, и поначалу трехмерный мир скандинавских мифов был доступен лишь жителям Южной Кореи. Но спрос на жанр MmmoRPG рос, и через некоторое время были запущены японский, немецкий, англоязычный серверы. Если говорить о самой игре, то ничего непривычного здесь нет. Игрок попадает в виртуальный мир, где убивает монстров, покупает артефакты, выторговывает у других игроков снаряжение и оружие. Тот, кто хоть краем глаза видел, к примеру, World of Warcraft, сразу поймет, о чем речь. Но мир Ragnarok по масштабам скромнее, чем WoW, и единовременно на
каждом сервере могут играть не более восьми тысяч пользователей.
Естественно, корейские программисты занимались разработкой не для удовлетворения личных амбиций. Онлайновые игры сегодня являются весьма прибыльным бизнесом. А желающих играть всегда больше, чем желающих платить. Из-за такого расклада и появились так называемые «эмуляторы».
Эмулятор - это аналог серверной части игры. С оглядкой на оригинал (его исходники, само собой, закрыты) программисты с нуля пишут клон игрового сервера. Серверы обеспечивают игровую механику, карты, хранят информацию об игроках. Клиентская часть программы используется точно такая же, как и на официальных игровых серверах. Модель «клиент-сервер», когда основные файлы (3D-движок, персонажи) находятся на компьютере пользователя, а карты игры, инфа об игроках и прочее хранятся на сервере, является типичной для онлайновых игрушек.
Так вот, один из эмуляторов Ragnarok Online – Fusion - оказался в 2002 году на компьютере московского программиста Валентина Киселева. Сначала Валентин просто играл в Ragnarok по сетке с друзьями. Через некоторое время у него появилась мысль, что неплохо бы было открыть свой игровой сервер на основе эмулятора. В то время очень популярным становится проект eAthena. eAthena - лучший и тогда, и сегодня эмулятор Ragnarok. Над ним работают энтузиасты со всего света, также существует разрабатываемый японцами jAthena.
В 2003 году Киселев арендует необходимое оборудование и запускает сайт rusro.ru, где все желающие могут бесплатно играть в Ragnarok Online.
Лабиринты авторского п(R)ава
К 2005 году количество зарегистрированных игроков на сервере Киселева достигло 70 тысяч. Проект оказался более чем успешен. Но в том же 2005 году и начинаются трудности. Компания «Мадос» за 300 000 долларов покупает у Gravity лицензию на Ragnarok Online и становится единственным обладателем прав на игровые серверы Ragnarok, расположенные в России. Стоит ли говорить, что сервер Киселева им по некоторым причинам не очень понравился? Игровые серверы, основанные на эмуляторах, вообще иначе как «пиратскими» в Gravity не именуют.
Компания начинает судебное разбирательство, цель которого - закрыть сервер Валентина Киселева. Сам Киселев считает, что не последнюю роль в этом деле сыграла Ассоциация по борьбе с компьютерным пиратством. Эта организация тесно сотрудничает с МВД в рамках построения «цивилизованного рынка программного обеспечения» и работает со многими софтовыми компаниями в России. Потерпевшая сторона сотрудничество с АБКП отрицает.
У Валентина изымают сервер на экспертизу. Впоследствии именно экспертиза будет подвергнута жесткой критике при обсуждении в Сети. Естественно, эмулятор eAthena был найден. Но здесь нужно отметить, что эмулятор абсолютно легально распространяется в открытых исходных кодах по лицензии GNU GPL. И ничего незаконного в хранении программы под GNU’той нет. Однако экспертизой была найдена программа-клиент. Согласно выводам экспертов, программа отличалась от той, что предлагалась для скачивания на официальном сайте игры. Главное ее отличие - она была модифицирована таким образом, что при коннекте заходила не на мадосовский сервер, а на сервер Киселева. Сам Валентин утверждал, что этот файл был
выложен не для распространения, что он хранился на сервере для его личных нужд.
Но суд не внял доводам Киселева. 8 июня 2007 года выносится приговор. Валентин Киселев признан виновным в нарушении авторских прав, статья 146 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Назначено наказание в виде трех лет лишения свободы условно. «Мадос» также требовала выплатить стоимость лицензии – 300 000 долларов, но штрафовать Киселева суд не стал.
Дело получило широкую огласку в Сети, мнения по поводу справедливости приговора разошлись. Сторонники Киселева обвиняют экспертизу в некомпетентности, называя найденный клиентский файл «несерьезным доказательством». Позиция противоположной стороны тоже ясна. Понятно, что сервер Киселева - это open source. Но если рассуждать с позиции игрока, какая разница, лицензионный сервер или нет? А если Ragnarok и там, и здесь одинаков, то зачем платить? Компания же, отдав немалую сумму за лицензию, получает гарантию, что российские граждане будут играть только в один Ragnarok - на их серверах. Кроме того, Ragnarok Online является зарегистрированной торговой маркой, и использовать ее на
альтернативных серверах незаконно.
В итоге мы имеет совершенно противоречивое, запутанное дело. Чтобы прояснить ситуацию, обратимся к его непосредственным участникам.
Интервью с Киселевым
Илья Александров: Как у Вас появилась идея создать свой собственный сервер игры Ragnarok Online?
Валентин Киселев: Идеи как таковой не было. Начнем с того, что игра Ragnarok Online появилась в Корее в 2001 году. Но поскольку играть в нее могли только жители Кореи, в других странах о ней никто и не слышал.
Примерно в это же время энтузиастами в разных странах были предприняты попытки изготовить самостоятельную серверную часть - эмулятор игры. Сначала это были довольно примитивные программы, которые не обладали ни функциями оригинальной версии, ни возможностями. Но в 2002 году появилась серверная программа Fusion, при помощи которой можно было даже играть. Вот она-то и попалась мне на глаза. С друзьями мы резались в Ragnarok в одной из домашних сетей Москвы. Играть в домашней сети быстро надоело, как и вообще играть, захотелось сделать свой собственный проект. Пришла мысль зарегистрировать доменное имя rusro.ru с арендой у провайдера парочки серверов.
К тому времени в интернете организовалось неплохое сообщество разработчиков eAthena. В 2003 году альтернативная серверная часть, разработанная энтузиастами, превосходила по возможностям оригинальную версию в разы. Оригинальная же, корейская серверная часть с момента разработки корейцами в 2001 году не менялась, так и оставаясь аппаратным монстром.
В своем же проекте я использовал наработки eAthena, Fusion и прочих. Да я и сам был программистом в этих сообществах и выкладывал удачные разработки, проверенные на моем rusro.ru, для внедрения в эти проекты.
И.А.: Расскажите об аппаратной части сервера. Ведь для запуска сервера онлайновой игры, наверняка, нужно мощное железо?
В.К.: Естественно, это не домашний компьютер. Изначально это были арендованные в дата-центре машины. Потом я приобрел собственные, которые разместил у одного из московских провайдеров. Железо, действительно, нужно довольно мощное. Но, в отличие от корейского ПО, мое ПО не требовало многочисленных кластерных систем. Достаточно было двухпроцессорного Ксеона (Intel Xeon) и много-много памяти.
И.А.: Расскажите подробнее о проекте eAthena.
В.К.: eAthena - это ПО, разработанное энтузиастами с нуля. Сама разработка происходит с использованием общественной лицензии GPL GNU. Иначе говоря, любой желающий может вносить туда изменения и дополнения, так же как и воспользоваться этой разработкой для собственных нужд, модифицируя ее. Серверное ПО rusro.ru было основано на этом ПО, и, соответственно, по умолчанию я согласился с условиями лицензии eAthena.
Повторюсь, серверное ПО не списано, не украдено, а написано с нуля тысячами программистов в сообществах по чуть-чуть, год за годом - так и появилось альтернативное ПО игры Ragnarok.
И.А.: Теперь о клиенте. Можно ли было играть на Вашем сервере, скачав программу-клиент с официального сайта?
В.К.: Можно, если у Вас в наличии любая клиентская часть от Gravity или от любого другого производителя, не суть важно. Пользователь адаптирует ее самостоятельно, подключая файл, где содержится конфигурация для нового подключения.
И.А.: На Вашем сервере был обнаружен файл-клиент для доступа к игре. Но его можно скачать с официального сайта, верно? В качестве чего тогда он фигурировал у следствия?
В.К.: Экспертизой на жестком диске найден клиентский файл, именно клиентский - так установил эксперт. Но где он был найден, эксперт не знает. Также почему-то эксперт назвал его «модифицированным» и «контрафактным» только на основе того, что этот клиентский файл отличается от клиентского файла компании «Мадос». Естественно, он отличается. Ведь у меня находилась корейская клиентская версия десятого эпизода (версии игры - примечание И.А.), а сравнивали ее с русифицированной версией эпизода 4 «Мадоса».
Где ее нашел эксперт - неизвестно. В деле фигурирует осмотр сайта, и на распечатках видно, что с сайта никаких клиентских файлов не распространялось. Скорее всего, этот файл для моих собственных нужд находился в архиве, поскольку я использовал свой сервер как хранилище своих личных и легально приобретенных программ. Естественно, пользователи проекта не имели доступ ко всему содержимому моих жестких дисков.
Следствие не знало, что делать с находкой. Эксперт, как я уже сказал, назвал файл «модифицированным» и «контрафактным», а следователи стали приписывать ему волшебные свойства серверного ПО.
Настоящее серверное ПО почему-то никого не интересовало, его никто не исследовал и даже не смотрел. И следствие, и суд, отклоняли многочисленные ходатайства о проведении экспертизы именно серверного ПО.
И.А.: Следствие посчитало, что Вашим главным преступлением было использование и модификация свободного ПО?
В.К.: В обвинительном приговоре сказано, что я модифицировал серверное ПО, принадлежащее компании «Мадос». Но как об этом можно было судить, если экспертизы серверного ПО не проводилось и все просьбы назначить подобное исследование отклонялись? А по-хорошему нужно было взять мое серверное ПО aAthena с лицензией GPL GNU и сравнить с серверным ПО компании «Мадос». Складывается впечатление, что это было никому не нужно и единственная цель этого разбирательства - закрыть мой проект.
И.А.: Вашим делом действительно занималась Ассоциация по борьбе с компьютерным пиратством?
В.К.: Компанию «Мадос» по доверенности представляет АБКП. АБКП известна своими тесными связями с МВД и ОБЭП. Также все свои экспертизы она проводит в ГУП «Информзащита». На сайте этой организации можно почитать о рейдах, проведенных совместно с МВД.
Я бы назвал деятельность этой организации не борьбой с пиратством, а скорее лоббированием интересов одних компаний в ущерб интересам других. Естественно, за деньги. Она и сама не стесняется именовать свои мероприятия рейдами. В общем, можно назвать ее деятельность «рейдерством». В интернете есть информация о похождениях организации, о блокировании работы компьютерных клубов, когда проезжает ОБЭП совместно с АБКП, забирая на полгода на экспертизу всю технику. Через полгода технику возвращают, но клуб прекращает свое существование. Мое личное мнение, что смысл «наезда» на мой проект как раз был в том, чтобы дело даже не дошло до суда, чтобы просто блокировать деятельность на длительный
период времени.
И.А.: Финансовая выгода у Вас была?
В.К.: Естественно, если бы было принято решение, что я хочу на этом зарабатывать, то проект приносил бы некую прибыль. Но он существовал не ради заработка денег. Просто хотелось сделать проект не хуже зарубежных аналогов. И, в идеале, на много порядков их превзойти. Денег с пользователей никто не брал. Все было бесплатно и на высоком уровне.
И.А.: Вы собираетесь добиваться оправдательного приговора?
В.К.: У меня нет другого выхода. Я не считаю себя виновным и не считаю создание альтернативных серверов преступлением. Поэтому надеюсь, что здравый смысл возобладает и наши правоохранительные органы тщательно разберутся в деле. Мне скрывать нечего. Сколько не пиши в приговоре, что Земля квадратная, все же знают, что она круглая.
И.А.: Как Вы думаете, Ваше дело не последнее? Ждут ли нас еще подобные процессы по «разоблачению пиратства»?
В.К.: «Мадос» рассчитывала закрыть мой проект и этим самым припугнуть остальные частные серверы. Я даже больше скажу, что образовалась эта компания именно благодаря подогретому частными серверами рынку. Ребята из «Мадоса» собирались взять тепленьким готовый рынок, распугать частные серверы, ожидая, что люди моментально понесут им деньги. Судя по тому, что за два года бесплатного тестового периода в «Мадосе» желающих играть там практически нет, эта затея не сработала.
Могу предположить, что уже сейчас некоторые коммерсанты бредят идеей выкупить лицензию на какую-нибудь онлайн-игру, к примеру, Lineage2, раскрученную благодаря частным серверам в России, и попросить приватные серверы закрыться. Но не думаю, что это у кого-нибудь получится. Закрыть один-два сервера при помощи рейдерских методов еще реально. Но люди не пойдут играть на такие «официальные» проекты. Мало купить готовый софт и лицензию, нужно еще и самой игрой слегка заниматься.
Позиция обвинения
Если бы я выслушал только одну сторону, это было бы несправедливо. Поэтому я задал ряд вопросов Александру Глушенкову - адвокату, защищавшему интересы компании «Мадос» в суде.
Илья Александров: Александр, как часто Вам приходится заниматься делами, связанными с преступлениями в области нарушения авторских прав, в частности, в интернете?
Александр Глушенков: Я специализируюсь на правовых вопросах, связанных с деятельностью в интернете. Поэтому авторские права в Сети приходится защищать регулярно.
И.А.: Дело Киселева не имеет аналогов? Или это уже не первый подобный процесс?
А.Г.: Это первое дело в российской судебной практике, когда к ответственности привлекают владельца игрового ресурса. До этого были процессы, которые касались ответственности владельцев сайта за размещение музыкальных файлов без согласия правообладателей музыкальных произведений.
И.А.: В Сети дело было подано так: человека засудили за то, что он использовал свободное ПО. Что Вы можете сказать по этому поводу?
А.Г.: В данном случае это нелепая попытка защититься и найти поддержку у некоторых сторонников. С таким же успехом те, кто распространяет контрафактную музыку, могут говорить о том, что мы использовали свободно распространяемые ноты, из которых потом создали точно такие же музыкальные произведения.
И.А.: В материалах следствия фигурировала программа-клиент, найденная на сервере Киселева. Но ведь эту программу можно свободно скачать с официального сайта!
А.Г.: Здесь еще один важный момент, который Киселев пытается изобразить в совершенно ином свете. Во-первых, программа-клиент, которая была на сервере Киселева, не совпадала с официальным клиентом. Она не содержала многих реквизитов, указывающих на ее принадлежность, и, самое главное, была модифицирована таким образом, что направляла пользователей не на официальный сайт, а на сервер Киселева.
А во-вторых, программа-клиент и программа-сервер - это две части одного целого, а именно программного комплекса, которым является сетевая игра. Каждая часть сама по себе не имеет смысла, и использование этого игрового программного обеспечения возможно только в комплексе, когда идет взаимодействие клиентской и серверной части. Причем правовой защите подлежит именно весь комплекс целиком, то есть и клиентская часть, и серверная, поскольку это единый программный продукт. А Киселев пытается доказать, что это две самостоятельные программы (хотя каждая в отдельности не может использоваться). И говоря, что создал самостоятельно серверную часть, Киселев лишь подтверждает свою вину в том, что
модифицировал чужой программный продукт.
И.А.: Много слов критики было высказано в адрес экспертизы. Справедливы ли эти упреки?
А.Г.: Сразу скажу по поводу уровня экспертов. Многие пытаются ругать эту экспертизу, но при этом все забывают, что подобных экспертов у нас очень мало и учреждений, которые занимаются подобными вопросами, тоже не много. Технических специалистов, которые считают себя гениями, больше, чем нужно. Но мало кто думает о том, что самая большая сложность состоит в переводе всех технических понятий в «протокольный» язык, используемый в судопроизводстве. Причем это касается не только судебных процессов, связанных с программным обеспечением и с интернетом, но с рядом других видов деятельности. Можно сколько угодно смеяться над формулировками, которые бывают в процессуальных документах, но только
последними обычно смеются юристы, которые понимают, что русский язык и русский юридический язык – это разные вещи.
И.А.: Правда ли, что к делу была привлечена Ассоциация по борьбе с компьютерным пиратством?
А.Г.: Такая организация к делу не была привлечена.
И.А.: Так в чем же виноват Киселев? В том, что использовал некое ПО, или в том, что предоставлял бесплатный доступ на игровой сервер, за что правообладатель брал абонентскую плату?
А.Г.: Еще одно заблуждение, которое сознательно продвигает Киселев, заключается в том, что он предоставлял услуги, а это не является нарушением авторских прав. Однако это опять вопрос терминологии, то есть перевода с русского на юридический. Так вот, он предоставлял услуги по доступу на игровой сервер, что является использованием программного обеспечения, права на которое принадлежат компании-разработчику.
И.А.: Ждут ли нас еще подобные процессы по разоблачению пиратства?
А.Г.: Я думаю, что такие процессы не за горами.
Ссылки по теме:
http://svn.eathena.ws/svn/ea/branches/stable - эмулятор, который использовал Киселев;
http://www.duralex.org/wp-content/uploads/post/2007/ragnarok/eks2.pdf - документы экспертизы;
http://www.internet-law.ru - ресурс «Интернет и право»;
https://www.raggame.ru - официальный сайт игры Ragnarok Online;
http://slil.ru/24480986 - здесь можно прочесть приговор.
|